Статья 358 НК РФ. Объект налогообложения (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 358 НК РФ. Объект налогообложения (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В каких случаях платить налог не нужно?

Стоит отметить, что не все транспортные средства являются объектом налогообложения по транспортному налогу. В соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не нужно платить данный вид обязательных платежей в отношении следующих средств передвижения:

  • легковые авто, оборудованные для эксплуатации инвалидами;
  • машины мощностью меньше 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения;
  • водный и воздушный транспорт, принадлежащий организациям или ИП, который используются для перевозки пассажиров и грузов;
  • средства передвижения, принадлежащие органам государственной власти;
  • самолеты и вертолеты, предназначенные для обслуживания медицины;
  • транспортные средства, числящиеся в розыске, или же те авто, которые уже найдены. В последнем случае уплачивать налог не нужно за период с начала розыска и до дня передачи машины ее владельцу;
  • иные случаи.

Отдельно стоит подчеркнуть, что определенные послабления по транспортному налогу могут быть предусмотрены для граждан, относящихся к категории льготников (более подробно об этом написано ниже).

Повышенный коэффициент для транспортного налогообложения

Для хозяев некоторых видов ТС уплататранспортного налога способна стать более дорогим удовольствием. В особенности это касается дорогих автомобилей, на которые более высокие налоги. Повышенный коэффициент калькуляторрассчитывает по следующей формуле:

Окончательный размер налогообложения =» Сумма налога, согласно стандарту правил × коэффициент для повышения ставки

Он работает только для легковых авто, стоимостью 3 млн. руб. В данном случае налог по повышенному коэффициенту физ.лицу подсчитывать не нужно. Это за него сделают в налоговой. Человеку просто придет уведомление с суммой, которую нужно заплатить.

А вот организации вынуждены самостоятельно высчитывать налог. Кроме того, они обязаны рассчитать авансовый платеж. А поскольку к разным транспортным средствам устанавливается свой налог, его нужно рассчитывать с учетом оригинальной ставки.

Повышенный коэффициент могут убрать, даже если автомобиль стоит дороже трех миллионов. Для этого он должен быть достаточно старым – через три года уплата повышенного коэффициента уже не требуется. Отсчет начнут после выпуска авто. Заканчивается – когда внесли последний платеж.

Для примера рассмотрим таблицу использования высоких ставок на транспортный налог:

Среднестатистическая цена Сколько лет после выпуска Используемые коэффициенты
3—5 млн рублей До трех лет 1,1
5—10 млн рублей До пяти лет 2
10—15 млн рублей До десяти лет 3
15 млн рублей и больше До двадцати лет 3

Последствия неуплаты налогов

Даже когда калькулятор транспортного налога показывает слишком большую сумму, не платить её себе дороже. Если в оговоренные сроки не внести сумму, практически сразу же начнется начисление пени. Но и это не все – активируется принудительное взыскание. Оно происходит поэтапно:

  • Придет требование – оплатите налог до определенной даты.
  • Проигнорированное требование приведет к судебному разбирательству. Заседания не будет.
  • Полученный судебный приказ является основанием для списания средств со счета за транспортный налог. Это и будет проделано. Банк без разбирательств рассматриваемое требование исполнит.
  • Дело передается приставам, если списать долг со счета не получилось. Тогда ответчик не сможет выехать в другую страну.

Главные значения формулы

Основные параметры расчёта налога – это налоговая база и налоговая ставка. Они не исключаются из формулы в любом случае. Остальные показатели дополняют её, если это нужно в конкретной ситуации.

Значение НБ можно узнать в техпаспорте или других документах на транспортное средство. Базой становится мощность двигателя, валовая вместимость или единица машины.

Обратите внимание, что мощность двигателя, указываемая в кВт, подлежит перерасчёту в лошадиных силах: количество кВт нужно умножить на 1,35962 (это неизменная величина). Получившийся результат требуется округлить до 2-х цифр после запятой.

Что касается налоговой ставки, то она устанавливается региональными властями и зависит от:

  • базы налогообложения
  • возраста техники
  • категории ТС
  • экологического класса

Если орган МСУ не определил ставки, компании вправе использовать базовые показатели, прописанные в ст.361 НК РФ.

Чтобы узнать НС в конкретном регионе, можно воспользоваться справочным сервисом ФНС:

  1. Указать регион.
  2. В поиск ввести «О транспортном налоге». Система автоматически выдаст закон, который действует в нужном субъекте РФ.
  3. Нажать «Подробнее».
  4. Перейти во вкладку «Ставки».
  5. Поставить галочку рядом с надписью «Юридическое лицо».
  6. Кликнуть кнопку «Показать».

Сервис отобразит ставки по ТН в выбранном регионе.

Как рассчитывается размер транспортного налога

Собственник ТС самостоятельно не должен рассчитывать размер транспортного налога, это обязанность налоговой службы. Именно ФНС на основе данных, полученных от ГИБДД, рассчитывает размер налога и направляет уведомление о сумме транспортного налога и сроках его оплаты на адрес собственника транспортного средства.

Налоговое уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 30 дней до срока уплаты налога, то есть до 1 ноября. Однако, чаще всего, налоговые извещения направляются на адреса плательщиков в августе-сентябре.

Сумма налога уплачивается в полных рублях. Если при расчете транспортного налога сумма получилась с копейками, то 50 копеек и более округляется до 1 рубля, а менее 50 копеек вообще не учитывается.

Стоит отметить, что в уведомлении на уплату транспортного налога расчет может быть произведен за период, не превышающий трех лет.

Плательщик имеет право проверить правильность расчета самостоятельно. Если специалисты ФНС допустили ошибку в расчете – например, не учли льготу или рассчитали налог по другой ставке, то плательщику нужно обратиться в ФНС с заявлением о перерасчете и документами, подтверждающими ошибку.

В каких случаях платить налог не нужно?

Стоит отметить, что не все транспортные средства являются объектом налогообложения по транспортному налогу. В соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не нужно платить данный вид обязательных платежей в отношении следующих средств передвижения:

  • легковые авто, оборудованные для эксплуатации инвалидами;
  • машины мощностью меньше 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения;
  • водный и воздушный транспорт, принадлежащий организациям или ИП, который используются для перевозки пассажиров и грузов;
  • средства передвижения, принадлежащие органам государственной власти;
  • самолеты и вертолеты, предназначенные для обслуживания медицины;
  • транспортные средства, числящиеся в розыске, или же те авто, которые уже найдены. В последнем случае уплачивать налог не нужно за период с начала розыска и до дня передачи машины ее владельцу;
  • иные случаи.
Читайте также:  Оплата больничных работодателем в 2021 году: новые обязанности для организаций

Отдельно стоит подчеркнуть, что определенные послабления по транспортному налогу могут быть предусмотрены для граждан, относящихся к категории льготников (более подробно об этом написано ниже).

Единственным законным способом, позволяющим снизить размер транспортного налога, является использование льгот, действующих в соответствующем субъекте РФ. Однако такой возможностью можно воспользоваться только при наличии права на подобные послабления.

В целом можно перечислить несколько общих рекомендаций, которые позволят максимально избежать уплаты повышенного размера транспортного налога:

  1. Еще на стадии выбора автомобиля необходимо обращать внимание на его характеристики с точки зрения налогообложения. Так, разница всего лишь в одну лошадиную силу может существенно увеличить сумму налога.
  2. При покупке машины следует предварительно проверить, не входит ли она в перечень транспортных средств, для которых предусмотрен повышающий коэффициент по транспортному налогу.
  3. В случае продажи авто необходимо удостовериться в том, что новый владелец снял ее с учета. Также это можно сделать самостоятельно в течение 10 дней.
  4. Получив уведомление от налоговой инспекции, рекомендуется перепроверить, отраженную в нем сумму. Все данные (налоговая база, период владения и т. д.) должны совпадать с фактическими сведениями.

Льготы по транспортному налогу

Стоит отметить, что на федеральном уровне какие-либо льготы по транспортному налогу законом не предусмотрены.

Однако определенные послабления вправе устанавливать государственные органы субъектов РФ. Причем в каждом регионе они могут отличаться.

Для примера можно рассмотреть льготы по транспортному налогу, действующие в некоторых регионах России:

  1. В Москве от уплаты данного вида налога освобождены такие категории налогоплательщиков, как (Закон г. Москвы от 09.07.2008 года № 33):
  • Герои СССР и РФ, имеющие орден Славы;
  • ветераны ВОВ;
  • инвалиды (1 и 2 группа);
  • семьи, где есть ребенок-инвалид (льготу получает один из родителей);
  • другие категории лиц.
  1. Свердловская область – в соответствии с законом Свердловской области от 29.11.2002 года № 43-ОЗ от уплаты транспортного налога освобождены:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи (льготу получает один из родителей) и др.

Транспортный налог на авто в России, несмотря на свою «региональную прописку», регулируется и федеральным законодательством, и нормативно-правовыми актами субъекта Федерации. Основу законодательства о ТН, безусловно, составляет Налоговый кодекс РФ. В частности, глава 28 НК определяет круг налогоплательщиков и транспортные средства, с владельцев которых взимается ТН, налоговую базу, общие ставки (которые, к слову, могут быть изменены) и сроки уплаты для граждан, а также ряд других общепринятых нормативов, относительно порядка внесения платежей.

В это же время, конкретный налог на транспорт согласно ст. 356 НК устанавливается законодателями в регионах самостоятельно. Правда, в пределах общей налоговой ставки, установленной НК и зависимой от мощности двигателя. Когда вопрос касается уплаты ТН юридическими лицами, регионы также определяют порядок и сроки внесения налоговых платежей. Мало того, местным законодателям предоставлено право установки дополнительных налоговых льгот для своих граждан и оснований для их использования.

Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к отмене Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» и введению, согласно Закону № 110-ФЗ, с 1 ян­варя 2003 г. транспортного налога. В Налоговом кодексе Российской Фе­дерации транспортный налог заменил собой ранее действующие налоги -налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество с физиче­ских лиц в части водных и воздушных транспортных средств.

Плательщиками транспортного налога признаются согласно ст. 357 НК РФ лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, при­знаваемые объектами налогообложения.

Факт регистрации транспортных средств является принципиальным. Государственной регистрации подлежат как наземные, так и воздушные и водные транспортные средства.

Общий порядок регистрации наземных транспортных средств указан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Кроме того, налогоплательщиками могут быть признаны ли­ца, которым соответствующие транспортные средства (как правило, авто­мобили) были переданы физическими лицами по доверенности на право владения и распоряжения до 30 июля 2002 г. Также необходимыми явля­ются следующие условия признания плательщиком лица, указанного в до­веренности:

  • транспортное средство должно быть и приобретено, и передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального за­кона от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ;

  • необходимо, чтобы на основании доверенности были переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.

Кроме того, гражданин, на которого зарегистрировано транспортное средство, должен представить в инспекцию по месту жительства уведом­ление в произвольной форме, где он указывает свои персональные дан­ные, данные о приобретении транспортного средства и его передаче, а также сведения идентифицирующие:

  • транспортное средство;

  • лицо, которому автомобиль передан на основании доверенности;

  • доверенность и переданные по ней права в отношении транспорт­ного средства;

  • нотариуса (если доверенность заверена нотариально).

Транспортные средства, зарегистрированные в установленном по­рядке, представляют собой объект налогообложения, подразделяющийся на три группы:

  • наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусенич­ном ходу, снегоходы, мотосани);

  • воздушные (самолеты, вертолеты и др.);

  • водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лод­ки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).

Не подлежат государственной регистрации и, следовательно, не об­лагаются транспортным налогом наземные транспортные средства с рабо­чим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см.

Законодательство устанавливает значительный круг льгот по транс­портному налогу. Весь перечень необлагаемых транспортных средств представлен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Он таков:

  1. весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощно­стью не свыше 5 лошадиных сил;

  2. автомобили легковые, специально оборудованные для использо­вания инвалидами, а также автомобили легковые, с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 квт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

  3. промысловые морские и речные суда;

  4. пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, на­ходящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или опера­тивного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

  5. тракторы, самоходные комбинаты всех марок, специальные авто­машины (молоковозы, скотовозы и т.п.), зарегистрированные на сельско­хозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяй­ственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

  6. транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполни­тельной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) при­равненная к ней служба;

  7. транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии под­тверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномо­ченным органом;

  8. самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Читайте также:  Как упростится получение субсидии на оплату услуг ЖКХ?

Существует перечень документов и сведений, являющихся основа­нием освобождения транспортных средств от налогообложения. Конкрет­ное описание таких оснований приводится ниже.

8.2. Налоговая база, налоговые ставки транспортного налога

Документы и сведения, являющиеся основанием освобождения транспортных средств от налогообложения

Таблица 8.1.1

Транспортные средства, не являющиеся объектом обложения

Необходимые документы и сведения, подтверждающие право на льготы

Автомобили легковые, специ­ально оборудованные для ис­пользования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (далее по тек­сту — л.с), полученные (приоб­ретенные) через органы соци­альной защиты населения в ус­тановленном законом порядке (подп. 2 п. 2 ст. 357 НК РФ)

Документы, подтверждающие получение (приобретение) транспортного средства че­рез органы социальной защиты населения (п. 7.1 методических рекомендаций), в том числе: заключение бюро медико-социальной экспертизы о том, что инвалиду показано пользование спецтранспортом, паспорт транспортного средства с отметкой, что ав­томобиль получен на льготных условиях че­рез органы социальной защиты, при необхо­димости — справка из органов социальной защиты в произвольной форме

Тракторы, самоходные комбай­ны всех марок, специальные ав­томашины (молоковозы, ското­возы и пр.), зарегистрирован­ные на сельскохозяйственных производителей и используе­мые при сельскохозяйственных работах для производства сель­скохозяйственной продукции (подп. 5 п. 2 ст. 357 НК РФ)

Расчет стоимости произведенной в течение налогового периода продукции исходя из цен реализации, сложившихся в течение на­логового периода, с выделением доли произ­веденной сельскохозяйственной продукции. При определении этой доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной про­дукции, ни в общем объеме произведенной продукции покупные товары не учитывают­ся (п. 17.3 методических рекомендаций)

Транспортные средства, нахо­дящиеся в розыске (пп. 7 п. 2 ст. 357 НК РФ)

Справка или иной подтверждающий факт кражи (угона) документ. Выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осу­ществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений (п. 17.4 методиче­ских рекомендаций)

Формула для расчета и примеры

Располагая всеми вышеперечисленными показателями, Вы можете переходить непосредственно к процедуре расчета транспортного налога. Для этого необходимо использовать следующую формулу:

Н = СтН * НБ * (КолМВ / 12)
  • где Н – сумма перечисления в бюджет;
  • СтН – ставка налога;
  • НБ – мощность двигателя в (лошадиных силах);
  • КолМВ – время, которое Вы являетесь собственником авто (в месяцах).

Если Вы владеете дорогим авто (критерии причисления к данной группе описаны выше), то полученный результат (Н) нужно умножить на повышающий коэффициент, применимый для категории:

Н = СтН * НБ * (КолМВ / 12) * ПК

где ПК – коэффициент для роскошных авто.

Для того, чтобы разобраться в особенностях расчета сбора, используем наглядные примеры.

Долг и исковая давность его взыскания

Бывает, что собственники авто получают уведомления о погашении долга по налогу за прошедшие годы. Уместно возникает вопрос о сроках исковой давности по транспортному налогу, в рамках которых ФНС вправе взимать недополученные платежи. Взыскание задолженности осуществляется при соблюдении следующих принципов:

  • Погашение недоимки по налогам не имеет срока давности. Если Вами в установленный срок получено уведомление (требование), по ФНС имеет право требовать у Вас погашения долга неограниченное количество времени.
  • Срок исчисления сумм к выплате ограничен 3-мя годам. Данный факт говорит о том, что в случае неполучения Вами уведомлений (требований), фискальный орган вправе рассчитать сумму и выставить Вам ее к погашению не более чем за 3 предыдущих года (исчисление в 2019 году допускается за 2018, 2017, 2016 и не ранее).
  • Срок взыскания средств у фискальной службы ограничен 3-мя годами. Возможны ситуации, когда Вам в некорректной и излишней сумме выставлены обязательства по уплате сбора (в том числе штрафа, пени), данные обязательства Вами погашены. Но установлен факт нарушений со стороны ФНС. В таком случае Вы имеете право обратиться в ФНС с требованием вернуть средства, но не более чем за 3 предшествующих года.

На кого может быть зарегистрировано ТС

Ответ на вопрос, на кого может быть оформлен автомобиль, определен в п. 20 Приказа МВД РФ № 1001 от 24 ноября 2008 г., согласно которому ТС может быть зарегистрировано только на собственника автомобиля.

Под собственником понимается лицо, указанное в качестве собственника в ПТС, в договорах, заключенных в установленном порядке и в иных документах, служащих удостоверением права собственности на транспортное средство (в редакции, определенной Приказом МВД РФ № 139 от 20 марта 2017 г.

, кроме физических и юридических лиц, в число возможных собственников также включены индивидуальные предприниматели).

Ранее, согласно действующему до 23 июня 2005 г. Положению, утвержденному Приказом МВД РФ № 399 от 30 июня 1997 г., Паспорт технического средства выдавался, кроме собственника, также и лицам, которые на основании доверенности пользовались ТС и распоряжались им.

Другие формы налогообложения транспорта

Помимо транспортного налога существуют и другие, менее распространенные налоги на доходы физических и юридических лиц, которые приходится платить владельцам ТС в определенных случаях:

  • Автоналог на ввоз в РФ. Как и любой другой товар, ввозимый на территорию страны, транспортное средство облагается внутренним косвенным налогом – НДС. Ставка НДС для транспорта является стандартной для данного налога и составляет 20% от суммы.
  • Налог на выигрыш автомобиля. Выигрыш в лотерею не обеспечивает абсолютно бесплатного получения автомобиля. Счастливчик обязан часть выигрыша в стоимостном выражении отдать государству в виде налога. Сумма и порядок оплаты зависит во многом зависит от вида лотереи, ее организатора, а также стоимости приза.

Налоговая система России уже много лет находится в стадии реформы, и сфера транспорта не является исключением – постоянно в различные периоды появляются новые изменения. Как правило, они нацелены на ужесточение налогового бремени и улучшение окружающей среды и дорожной ситуации. Поэтому, если вы желаете в скором времени приобрести транспортное средство или находитесь в процессе разрешения спорной ситуации, полезно знать все тонкости, касающиеся данного налога.

Что делать, если пришел налог на проданную машину? От чего зависят сроки и каковы особенности получения уведомлений на уплату транспортного налога? Ответы на эти вопросы вы найдете на нашем портале.

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Прежде всего, отметим, что согласно статье 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года №60-ФЗ воздушным судном является летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Читайте также:  В 2023 году ежегодная денежная выплата почетным донорам РФ составит 16 578 руб.

Легким воздушным судном является воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный вес которого составляет менее 3100 килограмм.

Сверхлегким воздушным судном является воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета авиационных средств спасания.

Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.

Сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном органом в области гражданской авиации.

Государственные воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, регистрируются в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №460 «Об утверждении Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов».

Экспериментальные воздушные суда также подлежат государственному учету.

В отношении воздушных судов согласно пункту 6 Методических рекомендаций №БГ-3-21/177 плательщиками транспортного налога будут являться эксплуатанты воздушных судов.

Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 года №60-ФЗ установлено, что эксплуатантом может быть гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Федеральными авиационными правилами определены требования, предъявляемые к эксплуатанту.

Пример 2 из консультационной практики ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ».

Вопрос:

Арендодатель (ОАО «Т») предоставил Арендатору в аренду (во временное владение и пользование) с правом выкупа, принадлежащее ему на праве собственности, гражданское воздушное судно (самолет) для осуществления перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, разрешенных к перевозке на борту гражданских самолетов на внутренних и международных воздушных линиях. При этом размер арендной платы покрывает лишь амортизационные отчисления Арендодателя.

Арендатор в свою очередь передал самолет в субаренду Авиакомпании, основным видом деятельности которой является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

На период аренды самолета, согласно установленным Правилам государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, в Свидетельство о государственной регистрации самолета вышеуказанная Авиакомпания внесена в качестве Эксплуатанта.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. В то же время согласно Приказу МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «транспортный налог» части второй НК РФ» именно эксплуатанты воздушных судов являются налогоплательщиками транспортного налога.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас дать разъяснение (со ссылкой на нормативные документы) по вопросу:

Правомерно ли считать, что ОАО «Т» не является налогоплательщиком транспортного налога по самолету? В противном случае, какие аргументы необходимо привести для обоснования экономической обоснованности расходов по уплате транспортного налога по самолету для включения в состав расходов, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль ОАО «Т»?

Ответ:

В соответствии со статьей 20 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Согласно пункту 1 статьи 21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Коммерческая гражданская авиация — гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ (пункт 2 статьи 21 ВК РФ).

Из анализа подпунктов 4, 6, 8 пункта 2 статьи 358 НК РФ следует, что в качестве объекта обложения транспортным налогом в авиации выступают лишь гражданские воздушные суда.

Порядок их государственной регистрации регулируется статьей 33 ВК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 33 ВК РФ гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.

Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам) (статься 36 ВК РФ).

В свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна (далее — Свидетельство) предусмотрено указание как собственника воздушного судна, так и эксплуатанта (Приказ Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 4 ноября 1998 года №323 «О введении в действие свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна нового образца, имеющего степени защиты»). При этом как следует из пункта 7 Свидетельства оно выдано только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право собственности на воздушное судно.

Таким образом, процедура государственной регистрации гражданского воздушного судна не предусматривает его регистрацию на определенное лицо.

До 14 декабря 2004 года порядок регистрации определялся Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 12 октября 1995 года №ДВ-110 (далее — Правила №ДВ-110). Указанный документ в связи с несоответствием действующему законодательству отменен Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 14 декабря 2004 года №44 «Об отмене актов министерства транспорта Российской Федерации».

Но при этом обращаем Ваше внимание, что пунктом 3.6. Правил №ДВ-110 также было установлено, что акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, а свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности лица на соответствующее судно.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, самолеты, вертолеты, и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, существующая процедура государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не позволяет определить лицо, на которое регистрируется воздушное судно и, соответственно, плательщика транспортного налога (так как Свидетельство содержит сведения, как о собственнике воздушного судна, так и о его эксплуатанте).

Позиция налоговых органов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *