Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с 01.01.2019

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с 01.01.2019». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

В каких случаях сделка ООО не будет являться крупной

В пунктах 7-8 статьи 46 ФЗ №14 прописаны критерии сделок, которые не будут признаваться крупными. Если операция соответствует этим критериям, ее не нужно соотносить с правилами крупной сделки, не требуется получать решение собрания. Рассмотрим эти критерии:

  • Операции в границах стандартной хозяйственной деятельности. К примеру, ООО приобрела технику, которая нужна для работы с последующим извлечением прибыли. Это также займы на текущие потребности. Стандартность операции не определяется лицензиями общества на какое-либо направление деятельности. Обычность ее нужно устанавливать в каждом конкретном случае.
  • Часть уставного капитала перешла к ООО.
  • Произошел переход прав на собственность в рамках реорганизации.
  • Публичные соглашения на типовых условиях.
  • Операции, обязательность совершения которых оговорена в законах. В рамках этих операций фигурируют установленные тарифы и стоимость.
  • Были куплены акции на основании обязательного предложения.
  • Операции, оформленные на основании предварительного соглашения.

Операции, выполняемые единственным учредителем, не будут считаться крупными на основании пункта 7 статьи 46 ФЗ №14. Факт наличия единственного участника в ООО должен быть подтвержден выпиской ЕГРЮЛ.

Что включает в себя справка?

Рассмотрим детально, как должна выглядеть справка для ООО. Определенной формы еще не существует, но рекомендуем вам придерживаться таких правил:

  • документ должен быть напечатан на фирменном бланке, либо же просто на листе вы указываете информацию о своей компании. После этого указывается место, куда вы планируете передавать этот документ;
  • затем вы обязательно должны написать, что справка подтверждает собой, что сделка не является крупной. Укажите номер сделки и напишите закон, в соответствии с которым она такой не является;
  • также вы должны уделить внимание таким моментам, как: дата проведения сделки, ее номер и предмет. Старайтесь указывать все эти детали;
  • на справке должна стоять точная дата ее составления, подпись руководителя, главного бухгалтера и поставьте печать ООО.

Кроме этого, учтите, что для проведения крупных сделок необходимо получить специальное разрешение от руководителей или же учредителей ООО, также возможно получение соглашения от совета директоров. Эти детали должны быть указаны в уставе общества. В том случае, если вы не выполнили это условие, то сделка может считаться недействительной. Такие требования не разглашаются, но мы рекомендуем вам их выполнять, чтобы не сталкиваться с неприятностями.

Об определении балансовой стоимости активов при расчете размера крупной сделки бюджетного учреждения

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и правомерности выводов, сделанных на основании анализа действующего законодательства.

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора и порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2022 N 33н (далее — Инструкция N 33н).

Оспаривание крупных сделок

С начала 2017 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:

  • Одобрение крупной сделки. Оспаривание проводится только тогда, когда сделка не была одобрена ни советом директоров, ни собранием участников. Возможны эти варианты: решение об одобрении операции не набрало нужной суммы голосов, проигнорирован порядок одобрения.
  • Число голосов. Иск имеет право подавать только лицо, имеющее не меньше 1% от совокупного количества голосов ООО. Возможен альтернативный вариант. К примеру, у истца есть только 0,5% голосов. В этом случае он может объединиться с другим лицом, у которого есть не менее 0,5% голосов. Иск возможно подать совместно.
  • Срок давности. Отсчитывается с даты общего собрания по результатам года, на протяжении которого совершалась КС. По истечении срока восстановить его нельзя.
  • Контрагент владел всей необходимой информацией о сделке. В частности, он должен быть извещен о следующих аспектах: сделка для организации признана крупной, на нее не было получено одобрение.

Иск не будет отклонен судом только в том случае, если наличествуют все четыре условия.

Одобрение крупной сделки в гостендерах. Почему заявки отклоняют?

Известно, что ООО, участвующее в госзакупках, должно при аккредитации на сайте госзакупок, а далее к каждой к заявке прикладывать решение/протокол об одобрении крупной сделки. Документ достаточно формальный, но в последние месяцы все больше заявок отклоняется из-за проблем с ним.

А дело вот в чем. Верховный Суд в своем Обзоре от 25.12.2019 г. перевернул с ног на голову всю сложившуюся годами практику по этому вопросу (в частности о том, каким образом следует оформлять и заверять такие решения).

Юристы уже подробно разобрали эти разъяснения, но тут я вас казуистикой мучать не буду (кому интересно, поищите в интернете, информации полно).

Итог: возмущаться смысла нет, приспосабливаемся….

Оспаривание крупных сделок

С начала 2017 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:

  • Одобрение крупной сделки. Оспаривание проводится только тогда, когда сделка не была одобрена ни советом директоров, ни собранием участников. Возможны эти варианты: решение об одобрении операции не набрало нужной суммы голосов, проигнорирован порядок одобрения.
  • Число голосов. Иск имеет право подавать только лицо, имеющее не меньше 1% от совокупного количества голосов ООО. Возможен альтернативный вариант. К примеру, у истца есть только 0,5% голосов. В этом случае он может объединиться с другим лицом, у которого есть не менее 0,5% голосов. Иск возможно подать совместно.
  • Срок давности. Отсчитывается с даты общего собрания по результатам года, на протяжении которого совершалась КС. По истечении срока восстановить его нельзя.
  • Контрагент владел всей необходимой информацией о сделке. В частности, он должен быть извещен о следующих аспектах: сделка для организации признана крупной, на нее не было получено одобрение.

Иск не будет отклонен судом только в том случае, если наличествуют все четыре условия.

Что должно быть указано в документе?

В соответствии со ст. 24.1. закона о Контрактной системе в решении о согласии или одобрении крупных сделок у участника – юридического лица обязательно должны содержаться максимальные параметры условий одной сделки. Другими словами, в данном решении должна фигурировать фраза, что максимальная сумма по одной сделке составляет «столько-то» рублей. А сколько именно уже решает уполномоченное лицо или лица, описанные выше. Если сумма по сделке будет ниже, чем НМЦК, то участник либо не сможет подать заявку, либо он будет в дальнейшем отстранен от участия в данной закупке.

Поскольку для торгов не нужно указывать в документе ни сторону сделки, ни выгодоприобретателя, то не имеет смысла включать в это решение минимальные параметры условий сделки. В противном случае придется почти на каждую процедуру предоставлять «свое одобрение». Если же этих данных не будет, то достаточно единожды прикрепить при регистрации в ЕИС этот документ при условии, что одобренная сумма по сделке не окажется ниже начальной цены контракта.

Еще стоит обратить внимание, что в решении о сделке не нужно указывать вид торгов или электронную площадку, как это часто практикуется неопытными участниками.

В протоколе общего собрания, помимо перечисленного выше, необходимо указать дату и место проведения, непосредственно лиц, которые присутствовали, повестку, результат голосования с подсчетом голосов.

В законодательстве нет единого образца решения о крупных сделках. Ниже приведены образцы протокола и решения об одобрении сделок.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения.

При проведении электронного запроса предложений заказчиком определены цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Таким образом, при регистрации в единой информационной системе уполномоченное лицо участника закупки формирует в том числе решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур.

Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.

В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с уставным фондом государственного или муниципального предприятия (балансовой стоимостью активов казенного предприятия) сопоставляется наибольшая из двух величин: цена отчуждения указанного имущества или его балансовая стоимость.

Что такое крупная сделка для бюджетных и автономных учреждений

Для бюджетных (автономных) учреждений законодательством введено понятие крупных сделок*(1).

По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.

При этом ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату работ (услуг) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.

Бюджетное учреждение может совершать крупные сделки только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).

Читайте также:  Программа молодая семья в Новосибирске и Новосибирской области в 2023 году

Балансы учреждений: что планируют изменить и к чему это приведет

Например, Балансе ф. 0503130 к показателю по строке «Материальные запасы (010500000), всего» приводится уточняющий показатель «из них, долгосрочные». А в Балансе ф. 0503730 к соответствующей строке баланса приводится показатель «из них, внеоборотные». При этом в Балансе ф. 0503130 показатель «из них, долгосрочные» приводится и к другим строкам баланса раздела I «Нефинансовые активы», например: Права пользования активами (011140000), Вложения в нефинансовые активы (010600000), Расходы будущих периодов (040150000). А в Балансе ф. 0503730 показатель «из них, внеоборотные» нужно указывать к показателю по строке «Вложения в нефинансовые активы (040150000)». Случайны эти различия или нет, можно будет понять, когда формы будут утверждены. Хотя по смыслу данных балансовых показателей, как можно предположить, принципиальной разницы между внеоборотными и долгосрочными активами нет.

Общественное обсуждение проектов приказов Минфина по внесению изменений в Инструкцию № 191н и № 33н будет происходить соответственно до 12 и 15 ноября 2019 года. Затем, при благополучном развитии событий, утвержденные приказы мы увидим, скорей всего, к середине декабря этого года.

Определение сделки и порядок её совершения

В гражданском праве РФ определено понятие крупной сделки. Крупной сделкой считаются несколько связанных между собой сделок, в результате которых приобретается или отчуждается имущество. Стоимость имущества при таких сделках должна начинаться с 25 процентов и более от балансовой стоимости активов Общества с ограниченной ответственностью.

Как ни странно, но заключение мирового соглашения тоже относится к крупным сделкам. При этом не всегда известны стороны и выгодоприобретатели. Это относится к торгам. При таком положении допустимо не указывать обязательных сведений.

Стоимость же самих активов определяется балансом Общества с ограниченной ответственностью, составленным бухгалтером с самой последней датой отчёта за истёкший период (последний год). К крупным соглашениям могут относиться: заём, Кредит, Залог. Но вот сделки, связанные с размещением на рынке ценных бумаг, несмотря иногда даже на свои большие объёмы, никак не могут быть отнесены к крупным.

Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» чётко определяет, что сделки, совершаемые в ходе постоянной хозяйственной деятельности, не могут квалифицироваться, как крупные.

Крупные сделки бюджетных и автономных учреждений (Зернова И

Для автономных учреждений установлен несколько иной порядок предварительного согласования совершения крупных сделок.
Как было указано выше, крупная сделка должна совершаться автономным учреждением с предварительного одобрения высшего коллегиального органа управления — наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).
Наблюдательный совет автономного учреждения создается в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав должны входить представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одной трети от общего числа членов такого совета. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления должны составлять представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 174-ФЗ).
Таким образом, до совершения сделки руководитель учреждения должен обратиться в наблюдательный совет, к исключительной компетенции которого в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ относится рассмотрение предложения о совершении крупной сделки.
Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом последнего не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).
Заседание наблюдательного совета будет являться правомочным, если все его члены извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета автономного учреждения. Передача членом наблюдательного совета своего голоса другому лицу не допускается.
Согласно п. 7 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ решение об одобрении (или неодобрении) крупной сделки принимается наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов его членов.

Как было указано выше, цена крупной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
В Письме Минфина России от 14.05.2022 N 02-07-07/27504 приведены разъяснения в отношении подхода к использованию показателей данных бухгалтерской отчетности при расчете в 2022 г. размера крупной сделки государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями (далее — учреждения) в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
В нем обращено внимание, что Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2022 N 33н (далее — Инструкция N 33н), с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 29.12.2022 N 172н, начиная с отчетности за 2022 г. предусмотрено отражение:
— дебиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджеты в активе баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — баланс (ф. 0503730));
— кредиторской задолженности по доходам, а также по расчетам с подотчетными лицами в пассиве баланса (ф. 0503730).
Это неизбежно приведет к изменению показателей вступительного баланса на начало отчетного периода (2022 г.). Согласно положениям п. 72 Инструкции N 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год) следует отразить в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее — сведения (ф. 0503773)).
Финансовым ведомством разъяснено, что в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями (ф. 0503773).
На основании Письма Минфина России N 02-07-07/27504 Минобрнауки России издано Письмо от 22.05.2022 N 04-461, в котором указано: поскольку при расчете крупной сделки в 2022 г. должен применяться показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями (ф. 0503773), учреждениям, подведомственным Минобрнауки, необходимо представить баланс (ф. 0503730), а также сведения (ф. 0503773).
Показатели баланса (ф. 0503730) должны быть сформированы на 01.01.2022 с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России N 172н, по графам:
— 3 «Деятельность с целевыми средствами»;
— 4 «Деятельность по государственному заданию»;
— 5 «Приносящая доход деятельность».
Сведения (ф. 0503773) должны быть сформированы в разрезе видов обеспечения деятельности, таких как:
— субсидии на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (целевые средства);
— субсидии на выполнение государственного задания (госзадание);
— собственные доходы учреждения, в том числе доходы от оказания услуг (выполнения работ), средства по обязательному медицинскому страхованию, средства во временном распоряжении (приносящая доход деятельность).
Кроме того, в Письме представлен порядок заполнения граф 3, 4 в таких подотчетах. Графы заполняются автоматически путем пересчета (тип пересчета 773 — 730):
— графа 3 — из соответствующих граф 7, 8, 9 формы 0503730 на 01.01.2022;
— графа 4 — из граф 3, 4, 5 формы 0503730, заполненной с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России N 172н;
— графа 5 — разница граф 4 и 3.
Баланс (ф. 0503730) и сведения (ф. 0503773) должны быть представлены в сроки, установленные Письмом Департамента бухгалтерского учета от 17.12.2022 N 04-910 «О сроках представления учреждениями годовой и квартальной отчетности в 2022 году», в составе квартальной отчетности за I полугодие 2022 г.
Таким образом, цена крупной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату с учетом вышеприведенных разъяснений.

Как рассчитать сумму крупной сделки в 2021 году бюджетному учреждению

Хозяйственные образования — холдинги, корпорации, фирмы, объединения, предприятия, организации, учреждения совершают огромное количество сделок, удовлетворяющих потребностям граждан.
С 01.01.2021 государственные (муниципальные) учреждения вступили в долгосрочный период реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета. Он продолжается и в текущем 2021 году. Новшества в учете затрагивают смежные вопросы. Так, крупная сделка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности. А поскольку поменялись формы бухгалтерской отчетности, то и порядок расчета размера крупной сделки тоже изменился.
Он определяет, что в данном случае таковой может считаться сделка, при которой приобретается или отчуждается имущество общества на сумму не менее 25 % от общей балансовой стоимости активов. Ее вычисляют по бухгалтерским отчетам за последний отчетный период. К видам таких сделок могут относиться займы, кредиты и пр.
Решение об одобрении или о совершении крупной сделки 44-ФЗ — это особый документ, обязательный при проведении закупочных процедур, в определенных условиях. Разберемся, когда он нужен бюджетной организации, а также приведем актуальный образец, который поможет не только составить, но и проверить предоставленный поставщиком документ.

Действующее законодательство в сфере закупок идет по пути постоянного сокращения возможных рисков для государственных и муниципальных заказчиков в случаях, если речь идет о совершении сделок крупного масштаба.

Согласие на совершение крупной сделки – это специальный документ, который оформляется по итогам рассмотрения возможности заключения такой сделки. Как правило, такое согласие, высказанное учредителями или участниками юридического лица (в зависимости от организационной формы такого лица), или решение на осуществление крупной сделки (одобрение сделки) оформляется в виде специального документа, отражающим предельную стоимость контракта, который может быть заключен в конкретном случае.

Специалисты финансового ведомства до 01.01.2021 указывали, что показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 Баланса (ф. 0503730)*(3). Этот показатель до появления обновленных форм бухгалтерской отчетности представлял собой итоговый показатель актива баланса на конец отчетного периода, включая данные расчетов с учредителем.

Под крупной сделкой понимается сделка, для совершения которой требуется одобрение совета директоров или собственников имущества, поскольку стоимость имущества, которое отчуждается или приобретается по ней, превышает определенный размер.

  • для акционерных обществ – в статье 78 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • для обществ с ограниченной ответственностью – в статье 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • для бюджетных учреждений – в пункте 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • для унитарных предприятий – в статье 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Балансовая стоимость активов используется учреждением для определения размера крупной сделки (Письма Минфина России от 18.10.2021 N 02-06-10/43703, от 25.03.2021 N 02-07-10/17076). Считаем, что приведенный вывод актуален и в настоящее время. Чтобы определить балансовую стоимость активов, используйте показатели строки 350 новой формы баланса (ф. 0503730).

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО От 25 марта 2021 г. N 02-07-10/17076 Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу определения минимальной цены крупной сделки бюджетного учреждения по показателям Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и сообщает. В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.

Читайте также:  Работа с холодными звонками в 2021 году. Стоит ли?

Если цена сделки (взаимосвязанных сделок) выше, то на заключение такой сделки (сделки) требуется согласие органа исполнительной власти, выполняющего функции учредителя.
Однако нормативная база не содержит разъяснений по расчету размера крупной сделки на той случай, когда показатель по строке 410 в Балансе формы 0503730 со знаком «минус». Поэтому за разъяснениями о расчете размера крупной сделки в данной ситуации учреждению нужно обратиться к учредителю. Возможно, учредитель, установить и утвердит размер крупной сделки для учреждения. Однако так же хотелось бы обратить внимание учреждение на наличие показатель по строке 410 в Балансе формы 0503730 со знаком «минус». Возможно, в данной ситуации, минусовой показатель в Балансе сложился в связи с ошибкой в бухучете или неправильным заполнением баланса.

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

Стоимость приобретаемой или отчуждаемой собственности, выступающей объектом сделки, оценивается в сумму, превышающую 25% от общей цены всего состояния ООО. В данном случае в расчет принимаются все виды движимого и недвижимого имущества, состоящие в активах и на балансе сообщества.

3. Характеризуется ценой либо балансовой стоимостью имущества (которое является предметом сделки), превышающей 25% от балансовой стоимости всех активов общества по состоянию на 31 декабря года, предшествующего тому, в котором проведена сделка.

Несколько взаимосвязанных сделок в некоторых случаях могут квалифицироваться, как одна крупная. Признаками таких операций являются: близость их совершения по времени, участие одних и тех же лиц в заключении договора, однородность, единственная хозяйственная цель.

С начала 2021 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:

Соответствующая информация для анализа берется из значений строки 410 Баланса учреждения. Актуальными являются данные на заключительную отчетную дату. Однако в уставе может быть прописан меньший размер КС.

Отметим, что с 01.01.2021 расчеты с учредителем (счет 0 210 06 000) отражаются в пассиве Баланса (ф. 0503730). То есть, в силу закона с 01.01.2021 расчет крупной сделки должен осуществляться с учетом стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).

В случаях изменения в течение года валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее — сведения (ф. 0503773)) (Письма Минфина России от 14.05.2015 N 02-07-07/27504, от 25.03.2016 N 02-07-10/17076). В соответствии с нормами п. 72 Инструкции N 33н информация в сведениях (ф. 0503773) содержит обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения. Сведения (ф. 0503773) формируются по деятельности с целевыми средствами, деятельности по государственному заданию, приносящей доход деятельности. Периодичность представления — годовая. Однако в случае реорганизации учреждения эта форма составляется на дату проведения реорганизации в составе пояснительной записки (ф. 0503760) и представляется органу исполнительной власти, выполняющему функции и полномочия учредителя.
Напомним, что особенности формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации или ликвидации учреждения установлены п.

Обратите внимание! При рассмотрении предложения руководителя учреждения о совершении крупной сделки положения п. 6 ст. 12 Федерального закона N 174-ФЗ о том, что уставом автономного учреждения может быть установлена возможность учета при определении наличия кворума и результатов голосования представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета, отсутствующего на заседании по уважительной причине, а также возможность принятия решений наблюдательным советом путем проведения заочного голосования, применены быть не могут.
Принятое наблюдательным советом решение является обязательным для руководителя автономного учреждения (п. 5 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ).

С 01.01.2021 государственные (муниципальные) учреждения вступили в долгосрочный период реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета. Он продолжается и в текущем 2021 году. Новшества в учете затрагивают смежные вопросы. Так, крупная сделка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности. А поскольку поменялись формы бухгалтерской отчетности, то и порядок расчета размера крупной сделки тоже изменился.

  • обращение руководства предприятия, чтобы было осуществлено предварительное согласование (указывая стоимость, сроки, предмет соглашения, стороны, аргументы для одобрения) с описью вложений;
  • копию отчетов по бюджету за год, что заверена главбухом;
  • проект договора с обозначением условий сделки;
  • отчет с оценкой рыночной стоимости объекта (за 3 месяца до того, как сделка будет совершена);
  • указания каждой задолженности, должника и кредитора.

Не все бизнесмены, учредившие ООО, понимают, когда совершается крупная сделка. Определим, что является такой сделкой, какие основные ее критерии и выясним правила расчета. Какие нормы стоит учитывать в 2021 году?

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для целей Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетным учреждением минимальная величина крупной сделки должна определяться исходя из показателя строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730), то есть без учета остаточной стоимости особо ценного имущества.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя. При этом крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
В Законе N 7-ФЗ четко не определено, каким образом следует определять по данным бухгалтерской отчетности балансовую стоимость активов бюджетного учреждения.
Порядок определения минимальной величины крупной сделки бюджетными и автономными учреждения был доведен письмом Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679, исходя из положений которого величина крупной сделки должна определяться исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)), то есть исходя из итоговой строки Актива Баланса (ф. 0503730).
Следует отметить, что указанное письмо Минфина России носит системный характер, то есть оно разъясняет не отдельные вопросы по ведению учета в сложившейся ситуации конкретного учреждения, а подлежит применению всеми организациями госсектора. Именно Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329).
Частные разъяснения Минфина России, в том числе письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17076, фактически повторяют ранее разъясненную системную позицию финансового ведомства. Соответственно, у бюджетных учреждений в настоящее время нет оснований при расчете размера крупной сделки учитывать остаточную стоимость особо ценного имущества.
Объясняется данная позиция следующим. В силу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. Другими словами, бюджетное учреждение не отвечает по своим обязательствам особо ценным имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником, либо приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником.
Таким образом, бюджетным учреждением минимальная величина крупной сделки должна определяться исходя из показателя строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730), то есть без учета остаточной стоимости особо ценного имущества.

Как было указано выше, для совершения крупной сделки бюджетному учреждению нужно получить одобрение (согласование) учредителя.
Так, к примеру, балансовая стоимость активов на отчетную дату может составлять 500 000 рублей, а следовательно, для этого учреждения крупным будет считаться любой договор стоимостью 50 000,01 рублей и выше. Иными словами, такой организации придется согласовывать с учредителем буквально каждый шаг.

Хозяйственные образования — холдинги, корпорации, фирмы, объединения, предприятия, организации, учреждения совершают огромное количество сделок, удовлетворяющих потребностям граждан.
С 01.01.2021 государственные (муниципальные) учреждения вступили в долгосрочный период реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета. Он продолжается и в текущем 2021 году. Новшества в учете затрагивают смежные вопросы. Так, крупная сделка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности. А поскольку поменялись формы бухгалтерской отчетности, то и порядок расчета размера крупной сделки тоже изменился.
Он определяет, что в данном случае таковой может считаться сделка, при которой приобретается или отчуждается имущество общества на сумму не менее 25 % от общей балансовой стоимости активов. Ее вычисляют по бухгалтерским отчетам за последний отчетный период. К видам таких сделок могут относиться займы, кредиты и пр.
Решение об одобрении или о совершении крупной сделки 44-ФЗ — это особый документ, обязательный при проведении закупочных процедур, в определенных условиях. Разберемся, когда он нужен бюджетной организации, а также приведем актуальный образец, который поможет не только составить, но и проверить предоставленный поставщиком документ.

Дейс��вующее законодательство в сфере закупок идет по пути постоянного сокращения возможных рисков для государственных и муниципальных заказчиков в случаях, если речь идет о совершении сделок крупного масштаба.

Читайте также:  Сдельная оплата труда — подробное описание

Специалисты финансового ведомства до 01.01.2021 указывали, что показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 Баланса (ф. 0503730)*(3). Этот показатель до появления обновленных форм бухгалтерской отчетности представлял собой итоговый показатель актива баланса на конец отчетного периода, включая данные расчетов с учредителем.

Под крупной сделкой понимается сделка, для совершения которой требуется одобрение совета директоров или собственников имущества, поскольку стоимость имущества, которое отчуждается или приобретается по ней, превышает определенный размер.

  • для акционерных обществ – в статье 78 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • для обществ с ограниченной ответственностью – в статье 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • для бюджетных учреждений – в пункте 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • для унитарных предприятий – в статье 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Балансовая стоимость активов используется учреждением для определения размера крупной сделки (Письма Минфина России от 18.10.2021 N 02-06-10/43703, от 25.03.2021 N 02-07-10/17076). Считаем, что приведенный вывод актуален и в настоящее время. Чтобы определить балансовую стоимость активов, используйте показатели строки 350 новой формы баланса (ф. 0503730).

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО От 25 марта 2021 г. N 02-07-10/17076 Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу определения минимальной цены крупной сделки бюджетного учреждения по показателям Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и сообщает. В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.

Если цена сделки (взаимосвязанных сделок) выше, то на заключение такой сделки (сделки) требуется согласие органа исполнительной власти, выполняющего функции учредителя.
Однако нормативная база не содержит разъяснений по расчету размера крупной сделки на той случай, когда показатель по строке 410 в Балансе формы 0503730 со знаком «минус». Поэтому за разъяснениями о расчете размера крупной сделки в данной ситуации учреждению нужно обратиться к учредителю. Возможно, учредитель, установить и утвердит размер крупной сделки для учреждения. Однако так же хотелось бы обратить внимание учреждение на наличие показатель по строке 410 в Балансе формы 0503730 со знаком «минус». Возможно, в данной ситуации, минусовой показатель в Балансе сложился в связи с ошибкой в бухучете или неправильным заполнением баланса.

При определении крупности сделки для ООО в настоящее время руководствуются двумя основными критериями:

  • Во-первых, сравнивают сумму проводимой сделки со стоимостью активов учреждения.
  • Во-вторых, определяют, выходит ли она за пределы стандартной хозяйственной деятельности данной организации.

При рассмотрении суммы отчуждаемого или приобретаемого имущества следует понимать, что это не только недвижимые объекты, оборудование и т.п., но и продукты интеллектуального труда, акции, денежные средства и т.д.

В качестве сделок в данном аспекте могут выступать следующие финансовые операции:

  • Договор, при котором отчуждается или приобретается имущество (кредит, заем, приобретение акций и пр.).
  • Соглашения, при которых имущество на долгий срок изымается из активов организации (передается другому учреждению по договору аренды и т.д.).

Для расчета крупности предусмотрен следующий механизм действий:

  • На первом этапе подсчитывают общую стоимость совершаемой сделки.
  • Полученную сумму сравнивают со стоимостью имущества ООО. Для этого берут данные бухгалтерских отчетов за последний отчетный период. В данном случае учитываются все активы.

С 2017 г. крупной считается сумма, которая равняется или превышает 25 % от суммы, указанной в строке 700 бухгалтерского Баланса.

Прежде чем заключить соглашение надлежит провести следующую проверку:

  • Рассчитать стоимость активов. За основу брать последний бухгалтерский отчет.
  • Соотнести сумму контракта со стоимостью активов общества.
  • Определить причинно-следственную связь с имуществом.
  • Если в активе уже есть контракты со схожим смыслом, то следует установить с ними взаимосвязь.
  • Соотнести заключаемую сделку с обычной хозяйственной деятельностью общества.

Чтобы провести балансовую стоимость активов нужно брать сумму по последнему балансу. При этом следует принимать в расчет, что долги при таких подсчетах не учитывают, т.е. берут общие активы, но учитывают остаточную стоимость.

При всех подобных подсчетах рассматривается лишь имущество, которое официально является собственностью юридического лица. Иные объекты или же лизинговое имущество в расчет не принимают.

ФЗ № 14 устанавливает, что сделки заключаемые ООО, где в качестве учредителя выступает только одно лицо, не могут считаться крупными. Чтобы подтвердить этот факт достаточно представить выписку из ЕГРЮЛ. Если с течением времени состав общества расширяется, то во избежание ненужных претензий лучше заручиться одобрением контракта всеми участниками, даже если он совершается по предварительному соглашению, заключенному при другом составе.

Судебное оспаривание сделок – это не редкость. В таких ситуациях ��ри рассмотрении дела судья обязан рассмотреть все первичные бухгалтерские документы общества и назначить необходимую экспертизу. С этой целью в бухгалтерии общества запрашивается справка о крупности сделки.

1) Устав регулирует ежедневную хозяйственную деятельность общества. В нём также могут быть определены низший и высший пороги крупных договоров, или вообще упразднена процедура таких процессов. При наличии какой-либо из ступеней порога, цифры минимальной и максимальной величины порога должны быть выражены в процентах. Решение принимается общим собранием либо советом директоров.

2) Обычно решение о соглашении принимается общим собранием участников общества. Но, когда образовывается совет директоров, все функции передаются ему. Изменения должны быть отражены в уставе.

3) Новые правила, регулирующие процесс соглашений, определяют новый порог по крупности. Если раньше порог составлял не более 25 процентов, то сейчас эта норма выросла от 25 процентов и больше.

Наличие законодательных оснований для признания сделки крупной дает возможность собственникам фактически защитить свой бизнес от нежелательных и несогласованных действий генерального директора. Если сделка, подпадающая под критерии крупной, будет проведена без одобрения собственников, то они получат основанную на законе возможность оспорить ее.

Заключение крупной сделки для ООО или АО, как правило, налагает на хозяйствующий субъект ряд масштабных обязательств. Чаще всего финансовых (например, связанных с оплатой закупаемого товара). Принятие таких обязательств без ведома собственников фирмы либо их доверенных лиц — во многих случаях крайне нежелательный для бизнеса сценарий.

Здесь может иметь место и коррупционная составляющая (когда директор договаривается о крупной закупке от «своего» поставщика), и недостаточная компетентность руководителя (когда поставщик не «свой», но не самый выгодный, о чем знают только собственники, а директор в силу неопытности не подозревает об этом).

Рассмотрим теперь подробнее специфику проведения крупных сделок обществами с ограниченной ответственностью.

Крупной считается сделка, стоимость предмета которой превышает 25% от общей величины активов компании. При этом условия контракта должны удовлетворять критериям, установленным ст. 46 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и ст. 78 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208 (для ООО и АО соответственно).

Чтобы подсчитать, является ли сделка ООО крупной, нужно разделить балансовую (закупочную, продажную) стоимость имущества — предмета сделки на балансовую стоимость всех активов предприятия. Узнать больше об особенностях законодательного регулирования правоотношений с участием ООО вы можете в статьях: «Каков порядок выхода участников из состава ООО?»; «Оформление передачи доли в ООО другому участнику».

При определении крупности сделки для ООО в настоящее время руководствуются двумя основными критериями:

  • Во-первых, сравнивают сумму проводимой сделки со стоимостью активов учреждения.
  • Во-вторых, определяют, выходит ли она за пределы стандартной хозяйственной деятельности данной организации.

При рассмотрении суммы отчуждаемого или приобретаемого имущества следует понимать, что это не только недвижимые объекты, оборудование и т.п., но и продукты интеллектуального труда, акции, денежные средства и т.д.

В качестве сделок в данном аспекте могут выступать следующие финансовые операции:

  • Договор, при котором отчуждается или приобретается имущество (кредит, заем, приобретение акций и пр.).
  • Соглашения, при которых имущество на долгий срок изымается из активов организации (передается другому учреждению по договору аренды и т.д.).

Расчет крупной сделки в 2021 году

Для расчета крупности предусмотрен следующий механизм действий:

  • На первом этапе подсчитывают общую стоимость совершаемой сделки.
  • Полученную сумму сравнивают со стоимостью имущества ООО. Для этого берут данные бухгалтерских отчетов за последний отчетный период. В данном случае учитываются все активы.

С 2017 г. крупной считается сумма, которая равняется или превышает 25 % от суммы, указанной в строке 700 бухгалтерского Баланса.

Прежде чем заключить соглашение надлежит провести следующую проверку:

  • Рассчитать стоимость активов. За основу брать последний бухгалтерский отчет.
  • Соотнести сумму контракта со стоимостью активов общества.
  • Определить причинно-следственную связь с имуществом.
  • Если в активе уже есть контракты со схожим смыслом, то следует установить с ними взаимосвязь.
  • Соотнести заключаемую сделку с обычной хозяйственной деятельностью общества.

Чтобы провести балансовую стоимость активов нужно брать сумму по последнему балансу. При этом следует принимать в расчет, что долги при таких подсчетах не учитывают, т.е. берут общие активы, но учитывают остаточную стоимость.

При всех подобных подсчетах рассматривается лишь имущество, которое официально является собственностью юридического лица. Иные объекты или же лизинговое имущество в расчет не принимают.

ФЗ № 14 устанавливает, что сделки заключаемые ООО, где в качестве учредителя выступает только одно лицо, не могут считаться крупными. Чтобы подтвердить этот факт достаточно представить выписку из ЕГРЮЛ. Если с течением времени состав общества расширяется, то во избежание ненужных претензий лучше заручиться одобрением контракта всеми участниками, даже если он совершается по предварительному соглашению, заключенному при другом составе.

Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с

С 01.01.2020 государственные (муниципальные) учреждения вступили в долгосрочный период реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета. Он продолжается и в текущем 2020 году. Новшества в учете затрагивают смежные вопросы. Так, крупная сделка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности. А поскольку поменялись формы бухгалтерской отчетности, то и порядок расчета размера крупной сделки тоже изменился.

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

Что считается крупной сделкой для государственного бюджетного учреждения

Вопрос: Считается ли крупной сделкой контракты заключенные с единственным поставщиком (по энергоснабжению, теплоснабжению,например), а также приобретение продуктов питания на сумму свыше 10% балансовой стоимости активов? Мы – государственное бюджетное учреждение. Спасибо.

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *