Мораторий на проверки бизнеса в 2023 году: к кому придут и на каких основаниях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мораторий на проверки бизнеса в 2023 году: к кому придут и на каких основаниях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Выездная проверка проводится представителями ИФНС, как и раньше, на основании ст. 89 НК РФ, на территории организации. Однако формулировки указанной статьи существенно изменились.

Так, если плательщик налога подал декларацию с уточненными данными и сумма налога в ней – к уменьшению, ранее выездная проверка могла проводиться повторно строго по периоду предоставления декларации (п. 10 ст. 89). Теперь же, согласно п.п. 2, предметом проверки является «правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)».

Если отвлечься от некоторой расплывчатости новой формулировки, то выводы такие:

  • ранее повторная выездная проверка могла вылиться, по сути, в новую проверку всех показателей за период;
  • теперь чиновники имеют право проверять только откорректированные показатели.

Еще один важный нюанс: ранее налогоплательщик имел право по умолчанию не отсылать документы в инспекцию повторно. Теперь он может поступить также, однако, обязан в срок 10 дней уведомить контролирующий орган, что уже выполнил свои обязанности. При этом в уведомлении подробно указываются все реквизиты переданных ранее в инспекцию документов. Правило касается любых проверок, в том числе и выездных.

Цели и задачи проверки

Выездная ревизия ставит своей целью определить:

  • верность расчета налогов;
  • произведение отчислений в срок;
  • соблюдение законодательных норм;
  • сумму налоговых взысканий и санкции для привлечения виновных лиц к ответственности за нарушения.

Цели достигаются выполнением следующих задач:

  • предпроверочным и текущим анализом хозяйственной и финансовой деятельности плательщика налогов;
  • выявлением несоответствия и недочетов в бухотчетности;
  • оценкой нарушений и их воздействия на налоговую базу;
  • формированием итогов анализа, их обоснованием и подтверждением.

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Основания для проведения налоговой проверки

Налоговые проверки бывают плановыми и внеплановыми. Причины для проведения плановых не выделены особо в НК РФ, но их нетрудно увидеть при чтении статей, например:

  • Ликвидация или реорганизация юридического лица;
  • Сдача налоговой декларации и других видов налоговой отчетности.

План налоговых проверок, касающихся деятельности, находящейся под особым контролем ФНС, публикуют на официальном сайте. Кроме того, регулярно проверяют компании и предпринимателей, деятельность которых лицензируется, связана с высокой степенью риска и т.п.

Даже если известно, что конкретным видом деятельности или ситуацией часто интересуются налоговые органы, не обязательно проверка состоится. Однако если бизнес попадет в категорию риска, стоит всегда содержать документацию в порядке, так налоговая проверка юридического лица или ИП может быть проведена в любой момент.

Внеплановые проверки бывают выездными или дистанционными. Дистанционная, как правило – встречная налоговая проверка. Ее проведение чаще всего означает, что камеральная или выездная налоговая проверка документов проводится у контрагента. Важно в установленные сроки предоставить все запрашиваемые ФНС документы. Непредоставление документов или нестыковки в них могут стать причиной внепланового контроля.

Причиной организации внеплановой проверки может стать неприятная ситуация, связанная с ведением бизнеса:

  • Жалобы клиентов или контрагентов. Умело составленное обращение в полицию или прокуратуру может стать причиной не только проверки, но и возбуждения дела.
  • Чрезвычайное происшествие, произошедшее в офисе или на складе, а также с участием продукции или товара компании или предпринимателя. Например, если было продано некачественное оборудование, из-за которого на производстве пострадал или погиб человек, всевозможные проверки, в том числе и налоговые, ждут поставщика и изготовителя.

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Темпы роста средних показателей налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в 2006 — 2011 гг., %

-----------------------------------T-----T-----T-----T-----T-----T--------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Среднее¦
¦ Вид экономической деятельности ¦ 2007¦ 2008¦ 2009¦ 2010¦ 2011¦значение¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ темпа ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ роста ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Сельское хозяйство, охота и лесное¦158,4¦ 91,8¦ 92,5¦ 56,7¦ 86,6¦ 97,2 ¦
¦хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Рыболовство, рыбоводство ¦111,5¦ 89,8¦ 91,9¦ 74 ¦ 81,8¦ 89,8 ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Добыча полезных ископаемых, всего ¦121,6¦ 83,9¦ 67 ¦ 98,4¦109,7¦ 96,1 ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- добыча топливно-энергетических ¦121,9¦ 83,8¦ 65,8¦100,1¦109,3¦ 96,2 ¦
¦полезных ископаемых; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- добыча полезных ископаемых, ¦124,3¦ 91,9¦ 79,6¦ 84,1¦118,3¦ 99,6 ¦
¦кроме топливно-энергетических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Обрабатывающие производства, всего¦145,7¦ 91,2¦ 97,2¦ 76,9¦ 99 ¦ 102 ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦- производство пищевых продуктов, ¦ - ¦ 87,6¦106,5¦105,5¦ 96,6¦ 99,1 ¦
¦включая напитки, и табака; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- текстильное и швейное ¦216 ¦102,6¦103 ¦ 60,6¦ 87,4¦ 113,9 ¦
¦производство; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производство кожи, изделий ¦155,5¦131,2¦ 96 ¦ 62,5¦ 65,5¦ 102,1 ¦
¦из кожи и производство обуви; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- обработка древесины ¦227,3¦101,1¦ 94,5¦ 49,8¦ 93,8¦ 113,3 ¦
¦и производство изделий из дерева ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и пробки, кроме мебели; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производство целлюлозы, ¦139,1¦ 75,4¦ 87,6¦110,1¦ 94,7¦ 101,4 ¦
¦древесной массы, бумаги, картона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и изделий из них; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- издательская и полиграфическая ¦132 ¦ 88,5¦124 ¦ 66,4¦105,1¦ 103,2 ¦
¦деятельность, тиражирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦записанных носителей информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производство кокса ¦268,5¦ 84,9¦ 97,4¦ 70,2¦119,9¦ 128,2 ¦
¦и нефтепродуктов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- химическое производство; ¦162,8¦118,3¦ 64,9¦ 65,3¦118,5¦ 105,9 ¦
¦- производство резиновых ¦152 ¦105 ¦106,7¦ 63,9¦ 85,9¦ 102,7 ¦
¦и пластмассовых изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производство прочих ¦137,7¦104,7¦ 79,5¦ 71,9¦102 ¦ 99,1 ¦
¦неметаллических минеральных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продуктов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- металлургическое производство и ¦134,5¦ 81,8¦ 35,3¦128 ¦105,3¦ 97 ¦
¦производство готовых металлических¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производство машин ¦145,5¦ 91,9¦111,6¦ 63,2¦ 99,4¦ 102,3 ¦
¦и оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производство ¦157,8¦100,5¦124,5¦ 66,5¦ 95,5¦ 109 ¦
¦электрооборудования, электронного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и оптического оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производство транспортных ¦142,5¦ 93,1¦123,4¦ 65,4¦ 88,4¦ 102,6 ¦
¦средств и оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- прочие производства ¦131,8¦ 92,1¦151,0¦ 52,8¦ 85,3¦ 102,6 ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Производство и распределение ¦123,9¦ 90,3¦ 86,9¦ 74,3¦ 91,7¦ 93,4 ¦
¦электроэнергии, газа и воды, всего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производство, передача ¦119,5¦ 87,6¦ 86,0¦ 81,2¦ 88,7¦ 92,6 ¦
¦и распределение электрической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦энергии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производство и распределение ¦145,3¦ 85,9¦ 87,8¦ 68,8¦101,4¦ 97,8 ¦
¦газообразного топлива; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производство, передача и ¦ - ¦129,7¦ 91,4¦ 58,4¦103,3¦ 95,7 ¦
¦распределение пара и горячей воды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(тепловой энергии) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Строительство ¦133,6¦ 91,4¦111,4¦ 69,7¦108,2¦ 102,9 ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Оптовая и розничная торговля; ¦ 70,3¦111,4¦100,8¦ 78,6¦103,2¦ 92,9 ¦
¦ремонт автотранспортных средств, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мотоциклов, бытовых изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и предметов личного пользования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- торговля автотранспортными ¦ - ¦100,3¦ 84,8¦ 66,8¦ 94,6¦ 86,6 ¦
¦средствами и мотоциклами, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦техническое обслуживание и ремонт;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- оптовая торговля, включая ¦ - ¦109,8¦100 ¦ 88 ¦111,2¦ 102,2 ¦
¦торговлю через агентов, кроме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦торговли автотранспортными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средствами и мотоциклами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- розничная торговля, кроме ¦ - ¦136,4¦ 98,9¦ 68,6¦ 90,8¦ 98,7 ¦
¦торговли автотранспортными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средствами и мотоциклами; ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бытовых изделий и предметов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦личного пользования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Гостиницы и рестораны ¦152 ¦119,0¦ 93 ¦ 71,6¦ 96,8¦ 106,5 ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Транспорт и связь, всего ¦127,8¦ 88,9¦ 97,7¦ 75,4¦ 98,8¦ 97,7 ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- деятельность железнодорожного ¦191,6¦ 95,8¦107,7¦ 81,5¦ 87,7¦ 112,9 ¦
¦транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- транспортирование ¦ - ¦ 74,2¦ 97,0¦ 40,2¦204,4¦ 103,9 ¦
¦по трубопроводам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- деятельность водного транспорта;¦ - ¦ 88,9¦ 87,6¦ 82,1¦ 88,5¦ 86,8 ¦
¦- деятельность воздушного ¦ - ¦ 44,5¦103,4¦ 49,0¦167,5¦ 91,1 ¦
¦транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- связь ¦108,8¦ 97,2¦ 91,0¦ 94,5¦ 93,1¦ 97 ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Операции с недвижимым имуществом, ¦161,9¦101,8¦ 79 ¦ 83,1¦112,7¦ 107,7 ¦
¦аренда и предоставление услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Предоставление прочих ¦108,1¦208,9¦ 98,3¦ 59,7¦107,2¦ 116,4 ¦
¦коммунальных, социальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и персональных услуг, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦В том числе деятельность по ¦143,3¦124,9¦148,9¦ 56,7¦113,9¦ 117,5 ¦
¦организации отдыха и развлечений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦культуре и спорту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+--------+
¦Всего... ¦124,5¦ 93,6¦ 91,7¦ 76,2¦103,1¦ 97,8 ¦
L----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+---------

Таблица 2

 Темпы роста средних показателей рентабельности активов
R и проданных товаров, продукции (работ и услуг) R
а т
по видам экономической деятельности в 2006 - 2011 гг., %
---------------------T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------T-------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Среднее ¦
¦ ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ значение ¦
¦ Вид экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ темпа роста ¦
¦ деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показателя ¦
¦ +-----T-----+-----T-----+-----T-----+-----T-----+-----T-----+-----T-------+
¦ ¦ R ¦ R ¦ R ¦ R ¦ R ¦ R ¦ R ¦ R ¦ R ¦ R ¦ R ¦ R ¦
¦ ¦ т ¦ а ¦ т ¦ а ¦ т ¦ а ¦ т ¦ а ¦ т ¦ а ¦ т ¦ а ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Сельское хозяйство, ¦161,1¦162,5¦ 74,5¦ 78,5¦ 77,8¦ 60,8¦122,6¦109,7¦100 ¦123,5¦107,2¦ 107 ¦
¦охота и лесное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Рыболовство, ¦148,6¦124,6¦ 80 ¦ 33,3¦243,2¦537 ¦ 97,2¦ 95,9¦105,8¦ 99,3¦135,0¦ 178 ¦
¦рыбоводство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Добыча полезных ¦101,9¦ 98,8¦ 87,6¦ 79,1¦107,6¦ 82,2¦119,5¦136,8¦100,6¦126,9¦103,5¦ 104,8 ¦
¦ископаемых, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- добыча топливно- ¦105,4¦100 ¦ 79,4¦ 78,2¦118,2¦ 87,6¦113,4¦124,8¦ 97,0¦127 ¦102,7¦ 103,5 ¦
¦энергетических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦полезных ископаемых;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- добыча полезных ¦ 80,4¦ 93,3¦147,6¦ 85,5¦ 66,3¦ 52,3¦164,1¦244,1¦119,4¦124,1¦115,6¦ 119,9 ¦
¦ископаемых, кроме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦топливно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦энергетических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Обрабатывающие ¦115,7¦ 94,7¦ 96,2¦ 77,6¦ 70,6¦ 50,5¦114,4¦139,3¦ 92,3¦105,1¦ 97,8¦ 93,4 ¦
¦производства, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- производство ¦112,9¦ 89 ¦102,9¦ 96,9¦118,5¦122,2¦ 95,3¦ 89,6¦ 66,4¦ 76,8¦ 99,2¦ 94,9 ¦
¦пищевых продуктов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦включая напитки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и табака; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- текстильное ¦144,1¦ 70,4¦ 95,9¦ 52,6¦136,2¦ 40 ¦ 84,4¦200,0¦131,5¦475,0¦118,4¦ 167,6 ¦
¦и швейное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производство; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- производство кожи,¦106,2¦135 ¦115,9¦ 74,1¦ 72,5¦ 35 ¦137,9¦221,4¦ 93,8¦109,7¦105,3¦ 115 ¦
¦изделий из кожи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производство обуви; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- обработка ¦181,1¦200 ¦ 31,3¦ - ¦ 13,3¦ - ¦625 ¦ - ¦236 ¦ - ¦217,3¦ 200 ¦
¦древесины и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производство изделий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦из дерева; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- целлюлозно- ¦ 88,5¦ 88,2¦ 81 ¦ 44,3¦100 ¦114,0¦124,5¦183,7¦104,3¦ 76,7¦ 99,7¦ 101,4 ¦
¦бумажное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производство, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦издательская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и полиграфическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельность; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- производство кокса¦158,1¦ 89,3¦101,1¦ 84,3¦ 75,9¦ 68,3¦106,5¦104,8¦ 83,5¦102,3¦105 ¦ 89,8 ¦
¦и нефтепродуктов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- химическое ¦115,9¦107,7¦166,5¦145,8¦ 33,2¦ 23,3¦181,7¦236,5¦125,3¦139 ¦124,5¦ 130,5 ¦
¦производство; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- производство ¦117,4¦ 65,4¦ 86,4¦ 31,3¦104,3¦ 88,5¦100 ¦221,7¦ 98,6¦117,6¦101,3¦ 104,9 ¦
¦резиновых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и пластмассовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- производство ¦147,2¦124,4¦ 77,9¦ 47,7¦ 38,9¦ 15,7¦ 89,8¦150 ¦149,4¦212,5¦100,6¦ 110,1 ¦
¦прочих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦неметаллических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦минеральных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продуктов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- металлургическое ¦101,6¦ 93,4¦ 79,9¦ - ¦ 55,6¦ - ¦129,9¦170,8¦ 85 ¦ 80,2¦ 90,4¦ 114,8 ¦
¦производство и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производство готовых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦металлических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изделий, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- металлургическое ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 54,3¦ 38,6¦131 ¦177,9¦ 85 ¦ 78,5¦ 90,1¦ 98,4 ¦
¦производство; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- производство ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 76,2¦ 52,9¦104,7¦ 94,6¦ 95,5¦125,7¦ 92,1¦ 91,1 ¦
¦готовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦металлических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изделий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- производство машин¦106,8¦104,6¦ 92,6¦ 86,8¦101,1¦ 71,2¦ 83 ¦ 66,7¦ 95,9¦139,3¦ 95,9¦ 93,7 ¦
¦и оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- производство ¦103 ¦107,2¦ 89,2¦ 75,3¦ 91,2¦ 52,2¦121,7¦185,7¦ 99 ¦104,6¦100,8¦ 105 ¦
¦электрооборудования,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электронного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и оптического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- производство ¦104,8¦125,8¦ 66,7¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦159,6¦580 ¦110,3¦ 352,9 ¦
¦транспортных средств¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Производство ¦139,5¦106,5¦ 88,7¦ 63,6¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 91,7¦ 26,4¦106,6¦ 65,5 ¦
¦и распределение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электроэнергии, газа¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и воды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Строительство ¦112,5¦110 ¦109,5¦ 86,4¦ - ¦ 76,3¦ - ¦ 75,9¦119,3¦118,2¦113,8¦ 93,3 ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Оптовая и розничная ¦ 82,6¦ 86,9¦123,2¦ 47,7¦ 70,9¦ - ¦110,8¦ - ¦114,1¦147,8¦100,3¦ 94,1 ¦
¦торговля; ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автотранспортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств, мотоциклов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бытовых изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и предметов личного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пользования, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- торговля ¦118,9¦113,9¦ 84,1¦ 59,6¦ 66 ¦ - ¦131,4¦ - ¦102,2¦102,2¦100,5¦ 91,9 ¦
¦автотранспортными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и мотоциклами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦их техническое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и ремонт; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- оптовая торговля, ¦ 79,9¦ 86 ¦131,3¦ 44,2¦ 68,2¦ - ¦113,6¦ - ¦117,9¦158,8¦102,2¦ 96,3 ¦
¦включая торговлю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦через агентов, кроме¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦торговли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автотранспортными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и мотоциклами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦- розничная ¦ 81,6¦ 79,5¦100 ¦ 81 ¦ 90 ¦100 ¦ 91,7¦129,8¦ 90,9¦ 93,4¦ 90,8¦ 96,7 ¦
¦торговля, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кроме торговли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автотранспортными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средствами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мотоциклами; ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бытовых изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и предметов личного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пользования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Гостиницы ¦ 99,4¦111,9¦ 66 ¦ 63,1¦ 84,1¦ 53,9¦ 91,1¦150 ¦ 84,1¦ 70,8¦ 85 ¦ 90 ¦
¦и рестораны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Транспорт и связь, ¦114 ¦136 ¦ 84 ¦ 76,5¦102,9¦ - ¦ 97,9¦ - ¦ 92,8¦ 94 ¦ 98,3¦ 102,2 ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦В том числе связь ¦117 ¦128,4¦ 78,1¦ 83,1¦104,2¦ 73,4¦ 87,5¦106,7¦ 88,2¦ 80,4¦ 95 ¦ 94,4 ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Финансовая ¦ 35,2¦497,4¦ 88,7¦ - ¦ 87,3¦ - ¦ 2,1¦ - ¦ 0 ¦ - ¦ 42,7¦ 497,4 ¦
¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Операции ¦ 99,1¦355,6¦107 ¦ 28,9¦ 84,6¦105,4¦113,5¦102,6¦ 88,1¦ 35 ¦ 98,4¦ 125,5 ¦
¦с недвижимым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦имуществом, аренда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и предоставление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦услуг, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦В том числе научные ¦ 92,7¦ 94,1¦106,9¦ 79,2¦ 83,5¦ 86,8¦115,4¦100 ¦101,9¦ 75,8¦100,1¦ 87,2 ¦
¦исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и разработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Государственное ¦280,0¦ 25,6¦217,9¦204,5¦ 83,6¦ - ¦100 ¦ - ¦113,7¦128,6¦159 ¦ 119,6 ¦
¦управление и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечение военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обязательное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Образование ¦115,2¦ 93,5¦109,2¦103,4¦ 98,8¦ - ¦101,2¦ - ¦ 66,3¦ 72,2¦ 98,1¦ 89,7 ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Здравоохранение ¦118,1¦121,6¦102,4¦ 96,8¦ 97,7¦ 90 ¦ 84,7¦ 83,3¦ 73,6¦ 80 ¦ 95,3¦ 94,3 ¦
¦и предоставление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социальных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Предоставление ¦102,4¦128 ¦121,3¦ 89,5¦ - ¦ 42,6¦ - ¦140 ¦ - ¦101,8¦111,8¦ 100,4 ¦
¦прочих коммунальных,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и персональных услуг¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Всего... ¦102,1¦112,9¦ 97,9¦ 57,1¦ 82,1¦ 95 ¦ 99,1¦119,3¦100,9¦102,9¦ 96,4¦ 97,5 ¦
L--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+--------

По данным табл. 1 можно выявить ряд закономерностей.

  1. Практически по всем видам экономической деятельности происходит увеличение налоговой нагрузки в 2007 г. по сравнению с 2006 г.
  2. В основном по всем видам экономической деятельности происходит снижение налоговой нагрузки в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и в 2009 г. по отношению к 2008 г.
  3. По таким видам экономической деятельности, как текстильное и швейное производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, наблюдается повышение налоговой нагрузки в течение анализируемого периода.
  4. По некоторым видам экономической деятельности налоговая нагрузка в 2009 г. повышается по отношению к 2008 г., в том числе:
  • издательская и полиграфическая деятельность;
  • производство машин и оборудования;
  • производство электрооборудования;
  • строительство;
  • оптовая торговля, включая торговлю автотранспортными средствами;
  • деятельность железнодорожного транспорта;
  • деятельность по организации отдыха и развлечений, культуре и спорту.
  1. В целом наблюдается спад показателей налоговой нагрузки в 2010 г. по сравнению с 2009 г. с сохранением такой тенденции и в 2011 г. Это обусловлено отменой единого социального налога (ЕСН) и расчетом налоговой нагрузки в 2010 — 2011 гг. без учета поступлений по ЕСН и обязательному пенсионному страхованию (ОПС).
Читайте также:  Как подать на алименты вне брака, но ребенок записан на отца

Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Как определил Президент РФ, при формировании государственной налоговой политики следует стремиться к финансово благоприятным структурным переменам во всех субъектах Российской Федерации, постепенному снижению общей налоговой нагрузки и усовершенствованию налогового администрирования. В течение последних нескольких лет государство всячески старается облегчить налоговую нагрузку в работе налогоплательщиков.

Налоговая система и государственная экономика в целом начнут эффективно функционировать лишь в том случае, если налоговый контроль будет качественным. Выездные налоговые проверки — его главная и самая действенная форма налогового контроля, поскольку позволяет выявлять, устранять и предупреждать совершение налоговых правонарушений.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом от 30.05.2007 года N MM-3-06/333@. На основании нее, процесс планирования выездных налоговых должен быть открытым. Проверяют, в первую очередь, предприятия и ИП с высоким риском совершения налоговых правонарушений. Отбирая налогоплательщиков, сотрудники ИФНС анализируют все имеющиеся у них данные, а также информацию из внешних источников.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Выездная проверка! Не ждали?

Уже полтора года плательщики владеют инструментом для самостоятельной оценки налоговых рисков. Однако у многих правила игры в добросовестность не вызвали энтузиазма. Почему это произошло и как обернуть документ себе на пользу.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Напомним, что Концепция системы планирования выездных налоговых проверок была утверждена приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. Это первый публичный нормативный акт в весьма таинственной сфере контрольной работы, которую ведут государственные финансовые органы.

Он был издан в продолжение темы добросовестности налогоплательщиков, начатой в определении КС РФ от 8 апреля 2004 г. № 169-О, где данный термин прозвучал впервые. Только что принята обновленная редакция концепции и критериев риска (см. приказ ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@).

Читайте также:  Учитываются ли отпускные при расчёте больничного листа в 2023 году

Поправки интересные, но не глобальные.

Реальная картина использования самого эффективного орудия налогового контроля, коим по праву считается выездная проверка, за последние 18 месяцев мало изменилась: крупные налогоплательщики проверяются практически ежегодно, многие — исключительно камерально, а кто-то не охвачен контролем вовсе. Применение документа тоже затруднено.

В приказе говорится, что он позволяет «своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства». С оценкой — никаких проблем. Будет грамотно и полезно сделать данные критерии отдельным элементом налогового планирования. А вот уточнить налоговые обязательства…

Предложенные критерии оценки, имеющие расчетные величины, являются усредненными. Но согласно законам математики есть и будут налогоплательщики, у которых данные показатели окажутся выше или ниже средних.

В чем суть выездной налоговой проверки

Это форма налогового контроля. С ее помощью налоговики определяют, правильно ли предприятие считает налоги. Правовое обоснование проведения содержится в ст. 87 и 89 НК РФ.

Название «выездная» указывает на то, что инспекторы придут в компанию, а не просто запросят документы и посмотрят их на своем рабочем месте. Также у них есть право провести осмотр помещений, сделать выемку документов и предметов. Например, изъять системный блок, жесткий диск, флешку. Про то, что так можно, говорится в ст. 92 и 94 НК РФ.

Все это, несомненно, давит психологически на руководство и сотрудников компании. Поэтому эмоционально пережить выездную налоговую проверку намного сложнее, чем камеральную. Последняя заключается, прежде всего, в проверке правильности сданных деклараций. И если осмотр в процессе ее проведения еще возможен, то выемки точно не будет. Кроме этого, есть и другие отличия.

План проверок налоговой инспекции

Очевидно, что проведение проверки (вне зависимости от того, к какой из указанных категорий она относится) является весьма трудоемкой процедурой, занимающей немало времени и требующей привлечения высококвалифицированных сотрудников налоговой инспекции.

Читайте также:  Разные статусы участков: правовые последствия

Проверить все организации, функционирующие на территории, подведомственной одному отделению ФНС, за один налоговый период невозможно. Именно поэтому в конце календарного года налоговики составляют специальный график, в который включают отдельные предприятия, в отношении которых в следующем году будут проводиться проверки. Так, в конце 2020 года в каждом территориальном отделении ведомства будет подготовлен график налоговых проверок на 2021 год, содержащий перечень подлежащих проверке организаций, а также сроки, с соблюдением которых каждая из них должна быть проведена.

Существует мнение о том, что плана налоговых проверок попросту не существует, а решение о необходимости проведения в отношении определенного предприятия проверки принимается налоговиками спонтанно, на основании результатов его текущей деятельности или в результате получения жалоб от физических или юридических лиц (в том числе и контрагентов предприятия). На самом деле планы проверок налоговыми службами все же составляются — на это указывают положения издаваемых ФНС писем и указаний, в частности п. 3 письма ФНС «О возмещении НДС» от 23.01.2009 № ШС-21-3/40.

  1. Мораторий на проверки ККТ продлили на 2023 год. Но это не значит, что проверок не будет. Налоговая может прийти с внеплановой проверкой — проверить онлайн-кассу. Мораторий может помешать, но если есть нарушения, инспекция может легко обойти запрет на проверки.
  2. Поводом может стать что угодно: жалоба, большая разница в операциях между счётом и кассой или просто неиспользование ККТ.
  3. Проверять будут по новым правилам. Надо готовиться.

Насколько неоспорим акт?

Еще один животрепещущий вопрос — насколько неоспорим акт проверки? Является ли акт проверки четким водоразделом между тем, что можно и что уже нельзя изменить? Необходимо ли до составления акта предпринимать все возможные усилия, чтобы в акт попали только те эпизоды, с которыми компания внутренне согласна, или лучше побороться потом, в суде?

Когда есть акт, ничего уже не изменишь, считает Руслан Шведков: «Все, что будет написано в акте, суд утвердит, и позиция суда однозначна — что бы мы ни сказали, нас уже никто не слушает. При рассмотрении налоговой апелляции вышестоящая организация перепишет акт и решение нижестоящей, суды перепишут постановления друг друга и так далее. Надо жить по кодексу, но при этом учитывать существующие реалии, и если ты едешь по главной дороге на велосипеде, а со второстепенной дороги вылетает грузовик, то лучше уступить дорогу».

Но не все согласны с этим мнением. «Даже когда акт уже есть, еще можно что-то изменить, и у нас это получалось, — рассказывает Марина Бычкова. — Мы составили обоснованные возражения на акт проверки, и с нас сняли существенную часть суммы».

Есть даже примеры кардинального изменения акта после оспаривания ритейлером.

«Из шести выездных налоговых проверок, которые я прошла, в двух случаях удавалось после акта сбивать сумму доначислений до нуля, — говорит Ольга Головина. — В этих актах было много путаницы. Не каждый инспектор имеет достаточно времени для проверки акта, так как одновременно ведет несколько проверок».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *