ГОЗ в новой реальности, и как реализовать 275-ФЗ в 1С

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГОЗ в новой реальности, и как реализовать 275-ФЗ в 1С». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законы 223 ФЗ и 44 ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275 ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ. Таким образом, Договор в гособоронзаказе попадает одновременно под действие двух законов 223 ФЗ (или 44 ФЗ) и 275 ФЗ.

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.

В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Нормативное регулирование ГОЗ

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

В конце статьи есть шпаргалка

Кто может участвовать в ГОЗ

Участвовать в гособоронзаказе могут юридические лица, зарегистрированные согласно законодательству РФ. Юрлицо, с которым заказчик заключает контракт ГОЗ является головным исполнителем (исполнителем первого уровня). Для выполнения контракта ГОЗ головной исполнитель может сформировать кооперацию. Участники, входящие в её состав, именуются исполнителями второго и третьего уровня. Это могут быть как организации, так и ИП и физические лица.

Для головных исполнителей и участников прописаны обязанности. В частности, головной исполнитель должен:

  • заранее подобрать исполнителей;
  • для каждого члена кооперации подготовить обоснование по участию;
  • определиться с ответственным банком;
  • предоставить госзаказчикам возможность контролировать исполнение обязательств;
  • обосновать цену контракта.

Также организация должна соответствовать ряду требований:

  • не иметь задолженности по налогам;
  • отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков;
  • не должны быть зарегистрированы в офшорах.

Как работать со спецсчетами ГОЗ

Все расчёты в рамках ГОЗ проводятся через специальные счета. Исполнитель переводит обеспечение заявки на спецсчет, открытый для торгов по закону 44-ФЗ.

В случае победы в тендере и подписания контракта, для него открывают счёт в Казначействе, на который будет делать перечисления заказчик. Счета открываются на каждый контракт для головного исполнителя, а также исполнителей второго и третьего уровней. Распоряжаться средствами на счёте можно только после исполнения контракта. В период исполнения направлять средства допускается только на определённые, связанные с исполнением контракта, цели.

Ключевую роль играет соответствие товара или услуги условиям и требованиям договора.

Одно из важнейших условий участия в ГОЗ — раздельный учёт (персональная фиксация затрат.

По требованию заказчика поставщик в течение 5 рабочих дней обязан предоставить сведения о каждом субподрядчике, подключённом к работам по контракту. По запросу организация должна предоставлять в Минобороны документацию и отчёты о расходах.

Сведения об исполнении ГОЗ должны подавать предприятия, на базе которых открыты военные представительства Минобороны.

Отчёт о выполнении контрактных обязательств согласно Постановлению № 47 от 19.01.1998 следует направить до 10 числа следующего месяца, до которого были выполнены работы. Компании без военных представительств направляют отчетную информацию по запросу Министерства обороны.

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

Обязанности государственного заказчика установлены ст. 6.2 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Например, заказчик обязан:

  • разрабатывать с привлечением головного исполнителя, исполнителей, определенных в установленном порядке, предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу и его основным показателям;
  • организовывать и осуществлять размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу;
  • формировать начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов и цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика;
  • заключать государственные контракты и принимает необходимые меры по их исполнению;
  • присваивать каждому государственному контракту идентификатор государственного контракта и указывает его в государственном контракте;
  • включать в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке и др.

Что такое гособоронзаказ

Госзакупки, которые регулируются 44-ФЗ, и гособоронзаказ – это разные понятия. Не стоит приравнивать одно к другому.

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) – это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Само понятие «гособоронзаказ» является очень обширным. К товарам и услугам по ГОЗ можно отнести не только оружие, танки и так далее, но и продукты питания для солдат. Все, что идет для нужд армии, можно признать ГОЗ.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

Читайте также:  Ежемесячная выплата ребенку-инвалиду

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее – № 275-ФЗ).

Как не стать субъектом административной ответственности за отказ от заключения договора по ГОЗ?

В письме ФАС РФ от 28.03.2019 г. N ДФ/24765-ПР/19 наряду с установлением порядка привлечения лица, занимающего доминирующее положение к административной ответственности за отказ от договора по ГОЗ, вменена необходимость такого лица предоставлять расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие цену продукции.

В судебной практике, оценка действий отказывающегося от ГОЗ лица происходит через правоприменимые нормы ГК РФ о свободе договора, заключении договора в обязательном порядке и запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением в рамках ФЗ «О защите конкуренции».

Имеются позиции ВС РФ, в которых указано, что в случае признания отказа лица от договора по ГОЗ экономически и технологически не обоснованным — допускается прямое понуждение данного лица к заключению договора (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 N 2449/14 по делу N А55-14242/2013).

Балее свежая позиция ВС РФ от 04.03.2021 указывает, что необоснованным отказом от договора по ГОЗ считается необоснованное сокращение или прекращение производства товара, в отношении которого имеется спрос. В данном случае будет оцениваться:

  • объективная возможность производства или реализации товара на момент отказа, в том числе с учетом внешних условий функционирования организации на рынке;

  • экономическая целесообразность производства товара на собственных или предложенных условиях с учетом ограниченности ресурсов, имеющихся в распоряжении.

Кто относится к лицу, подвергнутому административному наказанию.

Положениями КоАП РФ определен период, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (является лицом, подвергнутым административному наказанию). Основываясь на данных положениях, уголовной ответственности подлежит лицо, которое уже привлечено к административной ответственности и повторно необоснованно уклоняется/отказывается от заключения договора по ГОЗ в период:

  • со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления;

  • со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Что такое гособоронзаказ

Госзакупки, которые регулируются 44-ФЗ, и гособоронзаказ — это разные понятия. Не стоит приравнивать одно к другому.

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Само понятие «гособоронзаказ» является очень обширным. К товарам и услугам по ГОЗ можно отнести не только оружие, танки и так далее, но и продукты питания для солдат. Все, что идет для нужд армии, можно признать ГОЗ.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Особенности закупок при гособоронзаказе

Среди основных отличий закупок в целях обороны и безопасности страны от прочих госзакупок можно выделить:

  • различие целей закупок. В рамках Закона № 44-ФЗ удовлетворяются мирные нужды государственных и муниципальных заказчиков, в рамках № 275-ФЗ (п. 1 ст. 3) производится закупка работ (товаров, услуг) для обеспечения безопасности РФ, а также в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
  • ограничение по субъектному составу исполнителей контракта. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ головным исполнителем (далее ГИ) поставок может быть только юрлицо, тогда как Закон № 44-ФЗ допускает участие в закупках предпринимателей и физлиц, не наделенных таких статусом.
  • особенности планирования оборонного заказа. Правила установлены Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Оборонный заказ формируется ежегодно на очередной год и плановый период.
    Проект заказа разрабатывается в 2 этапа. На первом формируются предложения госзаказчиков, а на втором формируется проект и направляется в Правительство РФ.
  • отличия по определению начальной цены контракта. При оборонном заказе НМЦК рассчитывается в соответствии с Положением, утвержденным Правительства от 28.04.2015 № 407.
  • установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей для закупок в целях обороны и безопасности.
  • применяется отдельная идентификация контрактов (ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ).
  • жесткие правила банковского сопровождения (глава 3.1 Закона № 275-ФЗ).

Рассмотрим некоторые особенности более подробно.

Права и обязанности головного исполнителя

Организация, являющаяся в соответствии с госконтрактом головным исполнителем, имеет право:

  • осуществлять отбор организаций для субподряда; совместно с ними производить обоснование цены товаров, а также сроки и порядок финансирования поставок
  • формировать, если требуется, кооперацию, определять для участников порядок работы в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственной тайне
  • в соответствии с п. 3 и 3.1 ст. 7.1 Закона № 275-ФЗ включать после согласования с госзаказчиком положение о возмещении организации всех расходов из собственных средств, обусловленных выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

О размере понесённых расходов уполномоченный банк должен уведомить госзаказчик.

  • определять после согласования с госзаказчиком уполномоченный банк и сообщать об этом участников кооперации. Информация об этом и о наличии счёта для работы по ГОЗ вносится в госконтракт

Обязанности головного исполнителя:

  • при поступлении запроса со стороны заказчика или банка в течение пяти рабочих дней направить сведения обо всех исполнителях-субподрядчиках, а также другие сведения в соответствии с требованиями Закона 275-ФЗ. В этом состоит отличие выполнения госконтрактов в рамках 275-ФЗ. При закупках по 44-ФЗ субподрядчики не несут ответственность, а исполнителю не требуется предоставлять требующиеся документы на привлекаемые фирмы
  • проставлять во всех подготавливаемых документах идентификатор госконтракта
  • осуществлять контроль исполнения обязательств на всех стадиях работ
  • предоставлять казначейству условия для проверки исполнения госконтрактов путём осуществления фото- и видеосъемки
  • обеспечить раздельный учет затрат по разным госконтрактам: суммы, направляемые на выполнение контракта по ГОЗ, не должны смешиваться со средствами, финансами, другими расходами, не связанными с ГОЗ
  • представлять качественные товары, работы, услуги согласно правовым нормам положениям госконтракта
  • обеспечить раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности для каждого госконтракта и направлять заказчику отчет об этом

Головной исполнитель вправе:

  • быть в курсе проводимых финансовых операций, проводимых на его счетах и счетах субподрядчиков
  • вносить в госконтракт положение, предусматривающее возмещение головному исполнителю расходов при возникновении издержек до поступления средств на специальный счет
  • раскрывать информацию о том, из чего складывается цена госконтракта в случаях, определённых нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ

Принятие новой редакции Правил показывает высокую заинтересованность государства в эффективном использовании бюджетных средств в рамках ГОЗ. В новых механизмах контроля, которые реализуются посредством мониторинга данных раздельного учета (см. отчет «Форма отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ»), внимание уделяется всему комплексу мер, которые организации-исполнители предпринимают, чтобы выполнить контракты ГОЗ своевременно и с должным качеством. Анализ выполняется косвенным методом, с использованием стоимостных оценок совершаемых хозяйственных операций.

Читайте также:  Как написать ходатайство о переносе судебного заседания

Ведение раздельного учета по контрактам обеспечивает получение достоверной информации о фактических расходах предприятия при выпуске продукции ГОЗ, так необходимой для соблюдения баланса интересов государственного заказчика и исполнителей ГОЗ при калькулировании цен на продукцию.

Ведение раздельного учета может дать существенные выгоды и непосредственно организациям-исполнителям ГОЗ. Он позволяет в ходе выполнения контрактов ГОЗ диагностировать различные виды рисков и своевременно на них реагировать, не доводя ситуацию до нежелательных последствий.

Как видим, раздельный учет по контрактам ГОЗ органично вписывается в систему учета фактов хозяйственной жизни предприятий и может быть основой для принятия управленческих решений.

Государственный оборонный заказ – что важно знать?

— списание денежных средств на иные счета, открытые в кредитных организациях, в случаях: а) возврата зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации, в том числе уполномоченного банка, при представлении владельцем отдельного счета заявления на возврат денежных средств на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили; б) возврата собственных средств головного исполнителя, исполнителя на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную на данный отдельный счет (п. 15);

— единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту (контракту), относящемуся к переводимой по статье 8.9 Закона N 275-ФЗ сопровождаемой сделке, со дня вступления в силу решения Правительства РФ, предусмотренного ч.1 ст. 8.10, или по истечении 60 календарных дней со дня вступления в силу решения Правительства, предусмотренного ч. 1 ст. 8.11 Закона N 275-ФЗ, в связи с переводом сопровождаемой сделки на отдельный счет, открытый по такому контракту в ином уполномоченном банке, в который переводится сопровождаемая сделка (п.16).

— предоставление ссуд, займов, кредитов (п.1);

— операции, связанные с формированием уставного (складочного) капитала других юридических лиц (п.4);

— операции, связанные с осуществлением благотворительной деятельности и внесением пожертвований (п.5);

— приобретение иностранной валюты (п.6);

— покупка ценных бумаг (в том числе векселей) (п.7);

— приобретение у кредитных организаций драгоценных металлов, драгоценных камней и монет из драгоценных металлов (п.8);

— предоставление гарантий обеспечения исполнения обязательств, в том числе по государственному контракту, контракту (п. 11);

— исполнение договора об уступке (переуступке) права требования (п.12);

— осуществление взаимозачетов (п.13);

— осуществление операций с использованием электронных денежных средств (п.14).

Относительно распоряжения прибылью с отдельного счета необходимо отметить, что возможность её использования появится только после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (выполненных работ, оказанных услуг) (пп. «в» п.2 ч.1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ). Таким образом, если, например, контракт заключен на год и планируется, что он будет состоять из нескольких поставок, использовать прибыль можно будет только после исполнения всего контракта (т.е. после осуществления последней поставки) и предоставления в банк акта приема-передачи.

В рамках темы заключения контракта по гособоронзаказу следует затронуть также вопрос ценообразования. Государственное регулирование цен на продукцию по гособоронзаказу осуществляется по правилам, установленным «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465). Данным Положением регламентированы, в частности, определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по гособоронзаказу, определение начальной (максимальной) цены государственного контракта, государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком, уточнение размера цены и вида цены на продукцию.

Для определения цены на продукцию используется один из следующих методов: метод анализа рыночных индикаторов (в отношении продукция, которая является биржевым товаром и (или) имеются данные о цене на продукцию в официальной статистической информации, распространяемой либо предоставляемой Федеральной службой государственной статистики; метод сравнимой цены (в случае если не применим метод анализа рыночных индикаторов, но при этом на соответствующем рынке товаров, работ, услуг обращается сравнимая продукция, либо в случае, если уполномоченными государственными или муниципальными органами утверждены в установленном порядке соответствующие тарифы (цены) на рассматриваемую продукцию); затратный метод (цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли).

Себестоимость продукции формируется в виде суммы затрат, состав и размеры которых определяются исходя из особенностей поставки (производства) продукции, выполнения работ, оказания услуг, установленных нормативно-технической документацией, техническими заданиями и иными документами; учетной политики и решений организации, которыми определяется специфика учета и планирования затрат; обоснованных экономических показателей по статьям затрат, включаемых в себестоимость (п.16 Положения). Порядок определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по гособоронзаказу, устанавливается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.02.2019 г. № 334). Себестоимость исчисляется посредством калькулирования — суммирования величин статей затрат (и размера прибыли), которое должно осуществляться преимущественно прямым методом отнесения затрат на себестоимость продукции. При этом затраты на производство продукции следует калькулировать по каждому виду и году производства продукции (п.10 Приказа). Так, например, к затратам, включаемым в себестоимость продукции, относятся:

— материальные затраты (затраты на приобретение материальных ресурсов (за вычетом стоимости возвратных отходов), куда относятся, например, приобретение сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции; приобретение покупных полуфабрикатов-заготовок и деталей в черновом виде; стоимость остатков сырья и других материальных ресурсов, образующихся при производстве продукции; оплата работ и услуг сторонних организаций производственного характера; приобретение, доставка, хранение и отпуск используемых в производстве продукции материальных ресурсов на технологические цели; приобретение топлива; производство тары (упаковки) и т.д.) (п.13);

— затраты на оплату труда (затраты на основную и дополнительную заработную плату основных производственных рабочих, инженерно-технических и других категорий работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции) (п.14);

— страховые взносы на обязательное социальное страхование (п. 15);

— затраты на подготовку и освоение производства (затраты на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты) (п.16);

— затраты на специальную технологическую оснастку (изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения) (п. 17);

— специальные затраты (включаются в себестоимость продукции пропорционально количеству изделий или трудоемкости годовой производственной программы выпуска изделий, если возмещение данных затрат не предусмотрено в рамках отдельного контракта) (п. 18);

— общепроизводственные затраты (затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства) (п. 19);

— общехозяйственные затраты (затраты, связанные с управлением деятельностью организации) (п. 20);

— затраты на командировки (служебные командировки основных работников, непосредственно связанные с производством продукции и авторским сопровождением изготовления продукции) (п. 21);

— прочие прямые затраты (затраты по обязательным видам страхования, возникающим при производстве продукции; затраты на инициативные опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы в размере, согласованном с государственным заказчиком, если ранее указанные затраты не были возмещены в соответствии с отдельным контрактом и результаты этих работ используются при производстве продукции; затраты на обращение с радиоактивными отходами и иные затраты, необходимые для поставки продукции по государственному оборонному заказу) (п. 22).

Читайте также:  Очередность платежа в платежном поручении в 2020 - 2021 годах

Приступая к работе в рамках гособоронзаказа, необходимо понять, в чём состоят особенности нормативного регулирования данной сферы. Основные положения определяет Закон № 44-ФЗ, а Закон № 275-ФЗ ─ это подзаконный нормативный акт, определяющий следующие отличия гособоронзаказа:

  • осуществление планирования закупок
  • установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
  • особенности описания объектов закупок
  • порядок определения цены госконтракта на ТРУ
  • финансовое обеспечение исполнения контракта
  • регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
  • вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта

Кроме данных законов, приняты ряд документов, определяющих особенности осуществления закупок по гособоронзаказу. Необходимо знать их основные положения и следить за внесением изменений в них.

Основная особенность гособоронзаказа — повышенные требования к участникам, которыми могут стать только юридические лица. ИП, зарубежные фирмы, физлица к участию в таких закупках не допускаются. Их заявка будет отклонена даже при соответствии всем критериям.

По гособоронзаказу могут закупаться любые товары и услуги, регламентированные 44-ФЗ или 223-ФЗ. А не только оружие и боеприпасы. Однако, исходя из характеристик предмета, закупки могут быть двух видов:

  • закрытые — проводят, когда закупаемая продукция содержит сведения, составляющие гостайну, или предполагает проектирование и выпуск вооружения и военной техники. Участвовать здесь могут лишь специально приглашённые поставщики, имеющие допуск на ведение работ, составляющих гостайну.

Сведения о таких закупках в ЕИС не размещаются. Ознакомиться с закупочной документацией можно только на основании запроса потенциальной организации-исполнителя через АСТ ГОЗ. Чтобы принять участие, следует не позднее чем за десять дней пройти регистрацию на ЭТП.

  • открытые — организуются как обычные закупки (к примеру, в форме электронного аукциона) с размещением в ЕИС. При этом обязательно наличие информации, что закупка проводится в рамках гособоронзаказа. При этом предметом контракта могут стать любые товары/работы/услуги, как и по 44-ФЗ: канцелярские принадлежности, мебель или полиграфическое оборудование и др.

Гособоронзаказ: необходимая информация для участника

Организация, являющаяся в соответствии с госконтрактом головным исполнителем, имеет право:

  • осуществлять отбор организаций для субподряда; совместно с ними производить обоснование цены товаров, а также сроки и порядок финансирования поставок
  • формировать, если требуется, кооперацию, определять для участников порядок работы в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственной тайне
  • в соответствии с п. 3 и 3.1 ст. 7.1 Закона № 275-ФЗ включать после согласования с госзаказчиком положение о возмещении организации всех расходов из собственных средств, обусловленных выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

О размере понесённых расходов уполномоченный банк должен уведомить госзаказчик.

  • определять после согласования с госзаказчиком уполномоченный банк и сообщать об этом участников кооперации. Информация об этом и о наличии счёта для работы по ГОЗ вносится в госконтракт

Обязанности головного исполнителя:

  • при поступлении запроса со стороны заказчика или банка в течение пяти рабочих дней направить сведения обо всех исполнителях-субподрядчиках, а также другие сведения в соответствии с требованиями Закона 275-ФЗ. В этом состоит отличие выполнения госконтрактов в рамках 275-ФЗ. При закупках по 44-ФЗ субподрядчики не несут ответственность, а исполнителю не требуется предоставлять требующиеся документы на привлекаемые фирмы
  • проставлять во всех подготавливаемых документах идентификатор госконтракта
  • осуществлять контроль исполнения обязательств на всех стадиях работ
  • предоставлять казначейству условия для проверки исполнения госконтрактов путём осуществления фото- и видеосъемки
  • обеспечить раздельный учет затрат по разным госконтрактам: суммы, направляемые на выполнение контракта по ГОЗ, не должны смешиваться со средствами, финансами, другими расходами, не связанными с ГОЗ
  • представлять качественные товары, работы, услуги согласно правовым нормам положениям госконтракта
  • обеспечить раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности для каждого госконтракта и направлять заказчику отчет об этом

Головной исполнитель вправе:

  • быть в курсе проводимых финансовых операций, проводимых на его счетах и счетах субподрядчиков
  • вносить в госконтракт положение, предусматривающее возмещение головному исполнителю расходов при возникновении издержек до поступления средств на специальный счет
  • раскрывать информацию о том, из чего складывается цена госконтракта в случаях, определённых нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ

При выполнении поставки военной техники, а также техники спецназначения в рамках ГОЗ в соответствии с постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465 существуют ограничения прибыли, которая не должна быть выше:

  • 1 % плановых привнесенных затрат
  • 20 % плановых собственных затрат исполнителя на поставку, в том числе на производство продукции

При осуществлении других закупок порядок распределения прибыли её процентное соотношение с затратами фирмы не определяется нормами законодательства. Но при закупках по ГОЗ данное положение затрагивает каждого исполнителя.

Когда проводятся закупки опытно-конструкторских работ или военной техники, тогда всем исполнителям необходимо применять статьи калькуляции в соответствии с приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Все этапы участия в закупках по государственному оборонному заказу (ГОЗ) регулируются положениями 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Этот закон вступил в силу 1 января 2013 года, т.е. раньше на год, чем 44-ФЗ.

Государственный оборонный заказ 2021 г.

Юрлицо является поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне устоявшийся пул постоянных клиентов.
Один из таких клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке.
Поставщик задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ), если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку он также продает юридическому лицу – поставщику товары, которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения госконтракта?

Головной исполнитель обязан в первую очередь открыть спецсчет в территориальном казначействе.

Это необходимо для того, чтобы была возможность указать в гос. контракте реквизиты для отправки аванса и выплат.

Дальше два варианта:

можно выбрать сделать весь объем работ

поставить товар за свой счет

Подрядчики, у которых имеется головной исполнитель с договорами более 100 тысяч рублей – имеют возможность открыть счета.

В данном случае оплату за товары и услуги казначейство до момента поставки или после нее.

Как получить личные денежные средства. Каждый год появляется приказ о санкционировании оплат. В том случае, если вы хотите нужно внести предоплату, необходимо в платежном поручении указать назначение платежа.

Подробнее о данной возможности смотрите в приказе под номером 259н. Акты подрядчиком уже должны иметь подпись.

Нужно быть очень внимательным, в любое время могут потребовать по запросу государственных органов (в теч. 5 дней) Подготовьте следующие документы, это важно:

  • Документация в рамках контракта
  • Сведения обо всех привлеченных исполнителях, а именно: наименование, адрес, номер телефона руководителя,
  • ИНН, КПП и другие данные.

Из практики за последние месяцы можем с уверенностью сказать: запросы документы с исполнителей стал носить повсеместный характер.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *